BMW 3 серии E30 (1983-91)
Второе поколение седанов 3 серии BMW с заводским
индексом E30 (BMW E30) было представлено в ноябре 1982 года
на автосалоне в Великобритании, а первые экземпляры были доставлены
покупателям уже в начале 1983 года.
Кузов BMW E30 сменил предыдущий, ставший
популярным, кузов BMW E21 малой третьей серии BMW. Часто эту модель
зовут "переходной", хотя она и является абсолютно самостоятельной
моделью, но она является как бы переходом от острых граней "акул"
к округлым формам более современных машин.
В новой трешке практически не осталось ничего
от BMW E21, разве что кроме двигателя M10, на моделях 316, 316i
(87-88гв), 318i. Конструктивные изменения коснулись силовой структуры
кузова, передней и задней подвесок - была увеличена колея и усилены
тормоза, улучшена эргономика салона.
И все модели, включая 316, получили одинаковую
головную 4-х фарную систему освещения дороги.
Также BMW E30 получили: улучшенный обогрев и
вентиляцию салона, электроприводные зеркала (опция), регулируемые
по высоте передние сидения (опция), электронный спидометр и индикатор
технического обслуживания.
Большинство старших моделей BMW E30 (320i, 323i,
325i) использовали шестицилиндровый двигатель M20, деля его с "пятерками"
тех же лет.
В том числе выпускалась и экономичная модель
325e с низкооборотным 2.7-литровым двигателем M20B27eta. Данная
модель предлагалась в основном для американского рынка, но также
хорошо продавалась и в Европе.
Кузов: седан/кабриолет/универсал
Колесная база: 2565mm
Колея (передняя/задняя): 1412/1424mm
Длина: 4345mm
Ширина: 1680mm
Высота: 1370mm
Кол-во мест: 5
Объем багажника, л.: 425 (седан/кабриолет)
Всего выпущено: 2.318.147
В дизайне автомобиля фирма отказалась от скошенной
вперед решетки радиатора, бывшей характерной чертой всех машин BMW
на протяжении предыдущих 20 лет, хотя в то время это и не было революционным
дизайном, но это вызвало некоторый резонанс в рядах адептов стиля
BMW. Кузов Е30 что-то приобрел, но BMW что-то потеряла.
С другой стороны, именно E30 до сих пор является
весьма популярным кузовом из немолодых BMW и как раз из-за своего
"современного" дизайна, в отличии от 5-й серии тех же
годов (E28), которая еще имеет "акулью" морду.
Внешне "тридцатка" - святая простота.
Лаконичные линии, скромный декор, симпатичные круглые "глазки".
Но простота эта - не от примитивности. Есть в ней то, что заставляет
чаще биться сердце, что напоминает о блестящем спортивном прошлом
первых "маленьких" BMW.
Однако, в салоне BMW E30 слишком явственно чувствуешь,
что компоновка этих автомобилей родом из 70-х. Узкий салон с отвесными
простенькими панелями по бокам. Баранка установлена "по-итальянски"
отлого, при этом регулировка рулевой колонки скорее всего отсутствует.
Из-за этого, первое время вращать баранку несколько несподручно.
Зато передняя панель по-немецки монументальная. Кнопок и клавиш
- минимум; удивляет архаичная вытяжная кнопка управления освещением,
как на Волге, впрочем, весьма удобная.
А вот панель приборов может служить образцом
эргономики и удобства обзора. Круглые шкалы приборов читаются очень
легко и почти не закрываются спицами рулевого колеса.
В салоне откровенно тесно. Если передние сиденья
порядочно сдвинуты, то сзади вообще неудобно сидеть, создается впечатление
что задние сиденья предназначены для детей. Максимум комфорта получают
только водитель и пассажир, сидящий рядом с ним.
Интересно, что доступ на заднее сиденье в четырехдверной
"трешке" серии Е30 несколько хуже, чем в двухдверной:
проем задней двери слишком узкий и немного неудобный. А высоко поднятая
кромка багажника седанов усложняет погрузку багажа.
Переходная трешка сразу получила обновленный
двигатель M20, пришедший на смену карбюраторному M60. Двигатель
M20 устанавливался на модели 320i и 323i и оснащался исключительно
системой впрыска топлива (инжектор). Модель 323i также получила
вентилируемые дисковые тормоза передних колес и дисковые на задних,
противотуманные фары, сдвоенный выпуск и жесткий спойлер багажника.
Поначалу, выпускался только двухдверный седан
(именно "2-х дверный седан", а не "купе" т.к.
классификация "купе" подразумевает спортивное предназначение
автомобиля, а Е30 является исключительно дорожной машиной).
В сентябре 1983
покупатели получили возможность выбора с появлением 4-дверного седана,
что разом сильно повысило популярность модели. Выпуск 4-х дверной
модификации отчасти был спровоцирован появлением нового компактного
седана Mercedes 190Е.
- Все модели получили пятиступенчатую механическую
коробку в стандартной комплектации и четырехступенчатую автоматическую
- в качестве опции.
- Вышла модель 318i с двигателем M10B18 (рабочий объем 1766 см.куб.,
система впрыска Bosh L-Jetronic).
1985 год.
- Выпущена модель BMW 325i с шестицилиндровым двигателем рабочим
объемом 2494 см.куб. (M20B25), с полностью электронной системой
управления впрыска топлива и зажигания (BOSСH Motronic).
- Спойлер багажника стали окрашивать в цвет кузова.
- Все модели BMW E30 оборудуются нижним переднем спойлером и
улучшенной конструкцией задних сидений.
- Пятиступенчатая коробка стала стандартным оборудованием для
модели BMW 316.
- Модель 320i получила главную передачу с пониженным
передаточным отношением.
85-й год был годом больших изменений - в этом
году была представлена BMW 325iX - полноприводная модификация трешки.
Появление полноприводной модификации 325iX отчасти
было следствием давления со стороны Audi. В частности, Audi атаковала
BMW на спортивных соревнованиях, где создала себе неплохую репутацию
за счет применения полного привода, и более того, начала установку
полного привода на серийные автомобили. BMW ответил разработкой
постоянного полного привода, с фиксированным распределением тягового
момента в соотношении 37% на передние колеса и 63% на задние. Эта
система была представлена только на 2,5 литровой модели Е30. 325iX
была единственной полноприводной BMW, до тех пор, пока модель 525iX
не появилась в 1991 году. Цена полноприводной тройки отпугнула многих покупателей
и модель не была особо популярной, несмотря на отличные ходовые
качества и преимущества предоставляемые полным приводом.
Полноприводный BMW оказался весьма неплохой машиной,
так как на заднюю ось "приходит" 63% тягового момента,
у машины предсказуемое "почти заднеприводное" поведение.
На снегу и на мокрой дороге поведение машины просто изумительное.
Благодаря полному приводу автомобиль позволяет проходить повороты
на несколько большей скорости, но это со временем сыграет злую шутку
- на очередном из поворотов войдете в него слишком быстро и... машину
моментально развернет в неуправляемом заносе.
Большим минусом 325iX являлось то, что она оказалась
совершенно неприспособленной для раллийных гонок. Задняя подвеска
откровенно слабая для таких видов соревнований.
Также в 85 году отделение
Motorsport представило топ версию BMW E30 - M3.
Модель была потрясающе удачной и постоянно занимала
верхние строки рейтингов.
Двигатель S14, построенный на базе M10, развивал
200 л.с. в первых выпусках, 220 в модификации Evo I и 238 л.с. в
модификации EVO II. разгонялся до 100 км/ч за 6,8 и менее
секунд, что надолго стало разделительной чертой, за которой уже
начинались настоящие спортивные суперкары.
Внешне МЗ отличали расширенные крылья с низкопрофильными
покрышками размерности 205/55 R15, "развитые" бамперы,
пороги и крышка багажника закрывающая задние крылья сверху.
Наравне и дорожными версиями, М3 участвовала
в гонках FIA GT. Она прошла множество модификаций и имела 3 эволюционных
версии, дабы соответствовать изменяющимся требованиям FIA.
В 1986 году
в продажу поступил BMW Е30 в кузове кабриолет. Первой была BMW 325i,
увидевшая свет еще в конце 85 года, а за ней появились и 320i в
начале 86-го.
С сентября 1986 года появилась центральная блокировка
замков на всех модификациях и начали принимать заказы на выпуск
шикарных моделей "SE". "SE" включали в себя:
электроприводы стекол дверей, рулевое управление с гидроусилителем,
колесные диски из легких сплавов, бортовой компьютер, омыватель
и очиститель фар, электрипровод люка крыши и шторку заднего стекла,
а также антиблокировочную систему тормозов (ABS).
А в конце года была снята с производства модель
323i, полностью уступив место 170 сильной 325i.
В середине 1987
года кузов претерпел легкие косметические изменения. Была слегка
опущена решетка радиатора, хромированные бампера сменились более
модными черными (а впоследствии и окрашенными в цвет кузова), модифицированы
фары, увеличился размер задних фонарей. Практически все машины после
1987 года имеют гидроусилитель руля (исключение - 316 с карбюратором)
и гораздо более мягкую педаль акселератора.
1987 год ознаменовался появлением принципиально
новой модели легкового автомобиля - "туринг", он же "универсал",
выглядели они достаточно стильно, правда, багажный отсек не мог
похвастать значительным объемом.
Вместе с этим на модель 318i вместо сильно устаревшего
двигателя M10, объемом 1.8 литра стали устанавливать новый 4-х цилиндровый
двигатель М40 того же объема с ременным приводом распредвалов, гидрокомпенсаторами
и с полностью электронной системой впрыска топлива и управления
зажигания (BOSCH Motronic). К сожалению M40B18 имел совсем немного
большую мощность - 115 л.с. против 105 л.с. у M10. К тому же конструкция
показала себя не очень надежной, требующей частой замены ремня и
трех роликов (через каждые 40000 км). Плюс износ приводных шестерен...
Набегает весьма существенная сумма.
В то же время модель 318i с двигателем M10 не
прекратила свое существование, а была переименована в 316i, и выпускали
ее в течении 87-88 годов.
- Двигатели модели 320i оборудуются системой
управления двигателя - BOSCH Motronic.
- На моделях 320i и 325i - увеличена емкость топливных баков и применен
новый стиль отделки салона.
В 1988 году -
М3 были дополнены моделями с кузовом кабриолет. С мая 1988 по июнь 1991 было произведено всего
лишь около 800 кабриолетов М3, а, объявленная в декабре 1990 года
модель М3 Sport Evolution, была еще более редкой.
В 1989 году
вышла модель 318iS c двигателем М42. Этот двигатель с цепным приводом
двух распределительных валов и 24-мя клапанами смог соперничать
по мощности с большими двигателями М30, выдавая 140 л.с. из все
тех же 1800 кубиков и обладая невиданной прежде динамичностью. М42
продержался в производстве аж до 1996 года.
318iS была облегченной версией 320iS, появившейся
2 года назад, и также комплектовалась специальными пластиковыми
спойлерами, бамперами и порогами, подвеской от M3 и спортивным салоном.
Январь 1990.
Расширена спецификация моделей 320iSE и 325iSE: устанавливаются
диски на спицах, используется "черный хром", передний
спойлер и спортивное рулевое колесо.
Апрель 1991.
Большая часть моделей снята с производства, уступив место новому
кузову - Е36.
На конвейере остались только M3, Туринг и Кабриолет.
1993 год.
С конвейера сошел последний Кабриолет.
1994 год.
Снята с производства последняя из оставшихся моделей E30 - Туринг.
Всего за 9 лет производства было выпущено более
2,3 миллионов Е30.
Кузов трешек характеризуется высоким качеством
металла, он практически не подвержен коррозии.
Заводские покрытия, если они не повреждены, надежно
защищают кузов. Если BMW ржавеет целыми панелями, то, скорее всего,
это следы аварии и не очень качественных кузовных работ. Стоит упомянуть
и о чрезвычайно прочном и качественном лакокрасочном покрытии -
оно имеет прекрасный вид, сохраняющийся долгие годы.
Единственные слабые места - арки задних колес и
рамка лобового стекла.