История BMW
В 1913 на северной окраине Мюнхена Карл Рапп
и Густав Отто, сын изобретателя двигателя внутреннего сгорания Николауса
Августа Отто, создают две маленькие авиамоторные фирмы. Начавшаяся
Первая мировая война сразу принесла многочисленные заказы на двигатели
для самолетов. Рапп и Отто решают объединиться в один авиамоторный
завод. Так в Мюнхене возникает завод авиационных двигателей, который
в июле 1917 регистрируется под именем Bayerische Motoren Werke (
«Баварские моторные заводы») — BMW. Эту дату и принято считать годом
основания BMW, а Карла Раппа и Густава Отто ее создателями.
|
1917: Компания
Rapp Motor Company переименована в BMW Bayerische Motoren Werke
|
Хотя точная дата появления и момент основания
компании и сегодня является предметом споров между автомобильными
историками. А все потому, что официально промышленная компания БМВ
была зарегистрирована 20 июля 1917 года, но задолго до этого в том
же городе Мюнхене существовало много фирм и объединений, также занимавшихся
разработкой и выпуском самолетных двигателей. Поэтому, чтобы окончательно
увидеть "корни" БМВ, необходимо перенестись в прошлый
век, на территорию существовавшей не так давно ГДР. Именно там 3
декабря 1886 года была "засвечена" причастность сегодняшней
БМВ к автомобильному делу, и именно там, в городе Айзенахе, в период
с 1928 по 1939 гг. находилась штаб-квартира фирмы.
Одна из местных достопримечательностей Айзенаха
стала поводом для появления названия первой машины ("Вартбург"),
увидившей свет в 1898 году после создания фирмой целого ряда 3-
и 4-колесных прототипов. "Вартбурги"-первенцы представляли
собой самую что ни на есть безлошадную повозку, оснащенную 0,5-литровым
мотором мощностью 3,5 л.с. На присутствие передней и задней подвесок
не было никаких намеков. Такая максимально упрощенная конструкция
стала хорошим стимулом для более прогрессивной работы местных инженеров
и конструкторов, которые уже через год создали машину, разгонявшуюся
до 60 км/ч. Более того, в 1902 году появился "Вартбург"
с 3,1-литровым мотором и 5-ступенчатой коробкой передач, которых
хватило для того, чтобы выиграть в том же году гонку во Франкфурте.
Очень важным моментом в истории компании БМВ
и завода в Айзенахе стал 1904 год, когда на Франкфуртском мотор-шоу
были выставлены машины под названием "Дикси", свидетельствовавшие
о хорошем развитии предприятия и новом уровне производства. Всего
их было две модели - "S6" и "S12", цифры в обозначении
которых указывали на количество лошадиных сил. (К слову, модель
"S12" не снималась с производства вплоть до 1925 года.)
|
1919: Франц Зено
Димер (в центре)
со своим рекордным самолетом
|
На должность главного
конструктора в Bayerische Motoren Werke был приглашён Макс Фриц,
работавший на заводе Daimler. Под руководством Фрица был изготовлен
авиационный двигатель BMW IIIa, который в сентябре 1917-го успешно
прошёл стендовые испытания. Оснащённый этим мотором самолёт в конце
года установил мировой рекорд, поднявшись на 9760 м.
Тогда же появилась эмблема BMW - круг, разделённый
на два голубых и два белых сектора, представлявшая собой стилизованное
изображение пропеллера, вращающегося на фоне неба.Учитывалось и
то, что синий и белый - национальные цветаземли Бавария.
После окончания Первой мировой войны фирма оказалась
на пороге краха, т. к. по Версальскому договору немцам запретили
производить двигатели для самолетов, а именно двигатели в то время
были единственной продукцией BMW. Но предприимчивые Карл Рапп и
Густав Отто находят выход из положения — завод перепрофилируется
на выпуск сначала мотоциклетных двигателей, а затем и самих мотоциклов.
В1923 с завода BMW выходит первый мотоцикл R32. На мотосалоне 1923
года в Париже этот первый мотоцикл BMW сразу же завоевал репутацию
скоростной и надежной машины, что подтвердилось абсолютными рекордами
скорости на международных мотогонках 20-х—30-х годов.
|
1923: Первые мотоциклы
BMW
|
В начале 20-х годов в истории БМВ появились два
влиятельных бизнесмена - Готаер и Шапиро, к которым и отошла компания,
падавшая в пропасть долгов и убытков. Основной причиной кризиса была
неразвитость собственного автомобильного производства, наравне с которым
предприятие, кстати, занималось выпуском авиадвигателей. А так как
последние, в отличие от автомобилей, приносили основную часть средств
для существования и развития, БМВ оказалась в незавидном положении.
"Лекарство" придумал Шапиро, который был на короткой ноге
с английским автопромышленником Хербертом Остином и смог договориться
с ним о начале массового производства "Остинов" в Айзенахе.
Причем выпуск этих машин был поставлен на конвейер, чем к тому времени,
кроме БМВ, мог похвастать только "Даймлер-Бенц".
1928: Логистика на фабрике в Айзенахе.
|
Первые 100 лицензионных "Остинов", пользовавшихся
неимоверным успехом в Британии, сошли с конвейера в Германии с правым
рулем, что было для немцев в новинку. Позднее конструкция машины была
изменена в соответствии с местными требованиями, и машины выпускались
под названием "Дикси". К 1928 году было изготовлено более
15.000 "Дикси" (читай - "Остинов"), которые сыграли
решающую роль в возрождении БМВ. Впервые это стало заметно в 1925
году, когда Шапиро заинтересовался возможностью производства автомобилей
своей собственной конструкции и начал вести переговоры с известным
конструктором и дизайнером Вунибальдом Каммом. В итоге договоренность
была достигнута, и еще один талантливый человек оказался причастным
к развитию ныне известной автомобильной марки. Камм на протяжении
нескольких лет занимался разработкой новых узлов и агрегатов для БМВ.
1929: Первый автомобиль BMW:
BMW 3/15 PS. |
Тем временем положительно для БМВ решался вопрос
об утверждении фирменной торговой марки.В 1928 фирма приобретает
автозаводы в Айзенахе (Тюрингия), а вместе с ними и лицензию на
производство малолитражного автомобиля Dixi. 16 ноября 1928 года
"Дикси" перестала существовать как торговая марка - она
была заменена на "БМВ". Dixi — первый автомобиль BMW.
В период экономических трудностей малолитражка становится наиболее
популярным автомобилем Европы.
На 1 апреля 1932 года была намечена премьера
первого "настоящего" "БМВ", который впоследствии
заслужил признание автомобильной прессы и стал отправной точкой
для выпуска машины собственной конструкции. Это же авто при полученном
со стороны и хорошо продуманном кузове представляло собой совмещение
новых идей и разработок с уже хорошо известными и применявшимися
на моделях "Дикси". Мощность мотора составляла 20 л.с.,
которых вполне хватало, чтобы ездить со скоростью 80 км/ч. Очень
удачной разработкой была четырехступенчатая коробка передач, не
предлагавшаяся больше ни на одной модели вплоть до 1934 года.
|
1930: Кругосветное
путешествие на гидросамолетах, оснащенных моторами BMW.
|
К началу Второй мировой войны BMW — одна из
наиболее динамично развивающихся фирм мира, выпускающая технику
со спортивной ориентацией. В ее активе несколько мировых рекордов:
Вольфгaнг фон Гронау на открытом гидросамолете Dornier Wal, оснащенном
двигателем BMW, пересекает Северную Атлантику с востока на запад,
Эрнст Хенне на мотоцикле R12, оборудованном карданным приводом,
гидравлическими амортизаторами и телескопической вилкой (изобретение
BMW), устанавливает мировой рекорд скорости для мотоциклов — 279,5
км/ч, не превзойденный никем в течение последующих 14 лет.
Производство получает дополнительный импульс
после заключения секретного соглашения с Советской Россией о поставке
ей новейших авиадвигателей. Большинство советских рекордных перелетов
30-х годов были выполнены на самолетах, оборудованных двигателями
BMW.
|
1933: Начало
традиции шестицилиндровых
двигателей BMW: BMW 303.
|
В 1933 начат выпуск модели «303» — первого автомобиля
BMW 6-цилиндровым двигателем, дебютировавшей на Берлинской автомобильной
выставке. Его появление стало настоящей сенсацией. Эта рядная "шестерка"
с рабочим объемом 1,2 л позволяла машине передвигаться со скоростью
90 км/ч и стала основой для многих последующих спортивных проектов
БМВ. Более того, она была применена на новой модели "303",
ставшей первой в истории компании, на которой была установлена решетка
радиатора с фирменным дизайном, выражавшемся в наличии двух вытянутых
овалов. "303-я" модель была спроектирована на заводе в
Айзенахе и отличалась прежде всего трубчатой рамой, независимой
передней подвеской и хорошими характеристиками управляемости, напоминавшими
спортивные.
"БМВ-303" отлично подходил для активно
строившихся тогда в Германии "автобанов". Сразу после
представления на ней был совершен пробег по территории всей страны,
и в данной акции машина зарекомендовала себя только с хорошей стороны.
Люди были готовы платить за это авто установленную производителем
цену. Причем обеспеченные поклонники БМВ выбирали "303-ю"
модель со спортивным двухместным кузовом родстер.
За два года производства "БМВ-303"
компании удалось продать 2300 таких машин, за которыми, кстати,
позже последовали их "собратья", отличавшиеся более мощными
моторами и другими цифровыми обозначениями: "309" и "315".
Собственно, они и стали первыми образцами для логического развития
системы обозначения моделей компании БМВ. На примере этих машин
отметим, что цифра "3" обозначала серию, а 0.9 и 1.5 -
рабочий объем двигателей. Появившаяся тогда система обозначений
успешно существует и по сей день, с той лишь разницей, что она пополнилась
такими цифрами, как "520", "524", "635",
"740", "850" и т.д.
"БМВ-315" был далеко не последним в
серии внешне схожих автомобилей, так как самыми яркими и примечательными
среди них стали "БМВ-319" и "БМВ-329", относившееся
скорее к спортивным машинам. Максимальная скорость первой, например,
составляла 130 км/ч.
Наряду со всеми предыдущими автомобилями просто
шикарно выглядела модель "326", появившаяся на Берлинской
автомобильной выставке в 1936 году. Эта четырехдверная машина была
далека от мира спорта, а ее закругленный дизайн уже тогда принадлежал
к направлению, которое вступило в силу в 50-х годах. Открытый верх,
хорошее качество, шикарный салон и большое количество новых изменений
и дополнений поставили "326-ю" модель в один ряд с автомобилями
"Мерседес-Бенц", покупатели которых были весьма обеспеченными
людьми.
При массе 1125 кг модель "БМВ-326"
максимально разгонялась до 115 км/ч и при этом потребляла 12.5 л
топлива на 100 км пробега. С подобными характеристиками и со своим
внешним видом машина попала в список лучших моделей компании и выпускалась
до 1941 года, когда объем производства БМВ составил почти 16.000
штук. При таком количестве выпущенных и проданных авто "БМВ-326"
стала лучшей довоенной моделью.
По логике, после столь громкого успеха "326-й"
модели следующим логическим шагом должно было стать появление сделанной
на ее базе спортивной модели.
|
1938: BMW 328 доминирует в гонках.
|
|
1940: Снова победа в "Mille
Miglia": BMW 328. |
В 1936 на BMW выпускается знаменитая «328» —
один из наиболее успешных спортивных автомобилей. С ее появлением
окончательно сформировалась идеология BMW, по сей день определяющая
концепцию новых моделей: «Автомобиль — для водителя». Основной же
конкурент, «Мерседес-Бенц», следует принципу: «Автомобиль — для
пассажиров». С тех пор каждая фирма идет своим путем, доказывая,
что именно ее выбор правилен.
Победитель великого множества соревнований —
кольцевых гонок, ралли, состязаний в поднятии на холм, — BMW 328
была адресована знатокам спортивного автомобиля и оставила далеко
позади все серийные спортивные машины. Двухдверный, двухместный,
по-настоящему спортивный "БМВ-328" оснащался шестицилиндровым
мотором и разгонялся до 150 км/ч. Эта модель позволила фирме принять
участие во многих довоенных гонках и завоевать признание в новом
качестве. С "328-й" моделью компания БМВ настолько прославилась
во второй половине 30-х, что все последующие автомобили с фирменным
двухцветным знаком воспринимались общественностью как символ высокого
качества, надежности и красоты.
Начавшаяся война приводит к приостановке выпуска
автомобилей. Приоритет вновь отдается авиадвигателям.
|
1943: Самолет Arado 234 - один из
первых самолетов, оснащенных реактивным
двигателем BMW 003.
|
Головной завод в Мюнхене демонтирован англичанами. В связи с производством
во время войны авиадвигателей и ракет победители издают приказ о
запрете производства на три года