|
|
Автозвук BMW 540 от студии L-service.Владелец BMW 540i E39 Константин, покатавшись и послушав заводской звук, уяснил для себя, что ему «такой хоккей не нужен». Поэтому в списке первоочередных жизненных задач, требующих немедленного внимания и немедленного же решения, появилась одна, весьма близкая к обмену половины царства на чистокровного жеребца. Нет, речь не о том, что бюджет мобильного звука вдруг стал сравним с доходами владельца конного завода. Как раз здесь Константин строго придерживался правила разумной достаточности и сопоставимости цены агрегатоносителя и звуковых «агрегатов». Но ради мощного звука в баварском седане он был готов расстаться даже с конвейерными головным устройством и телевизором, составлявшим основу царского (по мнению баварцев, в том числе и работающих в отделе исчисления цен на опции) аудиовизуального оснащения машины. Что тут скажешь, наш человек, респект по полной. Однако установщики из L-service предложили Константину оставить уже приговорённые к передаче в другие руки полцарства на месте, но навести в царстве конституционный порядок, в рамках которого штатные источники и экран должны были приобрести способности, соразмерные представлениям заказчика о добротном звуке.
Другую половину царства, состоящую из акустики, конечно, из машины изъяли, но не корысти ради, на эти полцарства и клячу не выменяешь, просто такова закономерная судьба штатной акустики в приличной системе: доживать свои дни в специальной таре с крышкой во дворе. В итоге штатная «видеоголова» обросла чейнджером Alpine, подключенным через специальный переходник, и звуковым «туловищем» на трёх усилителях Alpine фронтальной, тыловой и сабвуферной специализации с соответствующей акустикой, тоже марки Alpine. Линейные выходы, выведенные для подключения фронта и тыла, оказались весьма недурны по качеству и по напряжению, которое превысило 1 В (RMS), поэтому острой надобности в буферных усилителях не возникло.
Комплектация акустики BMW 540i E39.Пребывая в отрочестве, система обладала только двумя усилителями, и акустика фронта и тыла получала сигнал от единственного Alpine MRV-F540. Уже позднее, когда Константин устроил целую череду испытаний на взрослость, коллегиально было решено добавить ещё один, третий усилитель, а «540-й» полностью сосредоточить на нуждах фронта. Под это дело двухполосный комплект Alpine SPX-177R нарастили парой мидбасов SPX-17MB, включённых параллельно, и развели ВЧ и НЧ-диапазоны по разным каналам усиления. Снятые с должности штатные кроссоверы послужили образчиком частоты раздела между мидбасами и твитерами, которая была установлена на 2,5 кГц кроссоверами усилителя. Двухканальник Alpine MRV-T320, появившийся в позднейшей редакции звуковой системы, получает сигнал с тыловых «линеек» «головы» и без затей работает на двухполосную акустику неброского размера Alpine SPX-137R. Полоса частот тыла, как, впрочем, и фронта, ограничена снизу на стыке с сабвуферным диапазоном возле 63 Гц. В суббасовом диапазоне, который ниже 63 Гц, равенство половины землевладений давлению баса осталось незыблемым и успешно пережило все детские болезни системы. Отдельный импульсный моноблок Alpine MRD-M300 успешно заставляет 30-сантиметровую головку Alpine SWR-1241D показать все свои возможности в области низких частот.
Компоновка и внешний вид торпедо вкупе с центральной консолью сохранили первозданный заводской вид, что очевидным образом следует из звуковой схемотехники. Лишь дистанционный регулятор баса занял боковую стенку подрулевого кармана. Автозвуковые нововведения в салоне BMW 540i E39 коснулись в первую очередь передних стоек кузова и передних дверей. На стойках традиционно установлены твитеры, причём довольно низко, на уровне края козырька приборной панели. Угол поворота ВЧ-излучателей в горизонтальной плоскости, выбранный по тестовым дискам FSQ и EMMA, соответствует излучению твитеров практически поперёк салона.
Мидбасовая секция фронта, как вы помните, состоит из сдвоенных динамиков, что потребовало установки под обшивку, помимо типовых монтажных колец, листа MDF, укреплённого на металлических кронштейнах. Часть декоративной дверной обшивки изготовлена заново, поскольку заводской вариант был не в состоянии вместить два крупноразмерных излучателя. Чтобы отделочные материалы совпали с заводскими по цвету и фактуре, непосредственно у немецких поставщиков кожи был заказан необходимый «мерный лоскут». Тыловая акустика установлена на задней полке взамен штатной и закрыта декоративными сетками.
Установка сабвуфера, усилителей и CD-чейнджера.Сабвуфер системы и её усилители смонтированы, как это часто приходится видеть, в единый блок, направленный суббасовым излучателем в «лыжницу» заднего дивана, а нарядными усилителями — в багажник. Разумеется, лыжи после таких переделок возить придётся как-нибудь по-другому, вне салона автомобиля. Компактный закрытый ящик саба объёмом около 17 л изготовлен из MDF и установлен строго по центру проёма между салоном и багажником. По бокам саба закреплены пассивные кроссоверы и буферный конденсатор. Усилители установлены на специальной металлической раме с таким расчётом, чтобы не затруднять доступ к нише запасного колеса. Из багажника видны только фронтальный и сабвуферный блоки, закрытые оргстеклом с гравировкой. Тыловой двухканальник, появившийся в системе позднее, установлен вторым слоем и снаружи не просматривается. В левом заднем крыле, рядом с блоком GPS-навигации, к полу багажника прикручен CD-чейнджер. В походном положении он закрыт декоративной крышкой, которая предохраняет его от превратностей контакта с багажом. Несмотря на плотную упаковку салона звуковыми компонентами, хорошая заводская шумоизоляция потребовала минимальных дополнений, листами Noisebuster были обработаны двери, а «Битопластом» (STP) — задняя полка. Когда система второй редакции покинула установочную студию для проведения дорожно-звуковых испытаний, не было, что греха таить, уверенности, что достигнутое качество звучания стоит полцарства. Итог, однако, превзошёл ожидания, искомый баланс затрат и результатов оказался по вкусу Константину, и даже включённый на время разминки сабсоник не вызвал замечаний владельца BMW. Так что запишем: даже в баварском царстве можно навести порядок, если правильно выстроить вертикаль… Проверка автозвука BMW 540i E39.Компакт-диски «Аудиодоктор FSQ» и «NAIM Sampler» одновременно скрылись в чреве CD-чейнджера, не считая измерительного «Let's test!», 11-я дорожка которого служит пищей для работы портативного спектроанализатора. 1-й трек «Доктора» сразу задал верное настроение крепким и упругим басом. Аплодисменты на 8-й дорожке оказались весьма и весьма близки к оригиналу. Тонкие музыкальные движения 10-й композиции были довольно отчётливо слышны, несмотря на лёгкий шум системы вентиляции автомобиля. Очень реально и жизненно выглядели ударные инструменты 11-й дорожки. Ну а блюзовая композиция 12, вне всякого сомнения, могла бы стать достойным образчиком правильного воспроизведения подобного материала, хотя, придравшись, можно отметить несколько неубедительный голос солиста. Универсальная, практически на все случаи жизни, подборка «NAIM Sampler» подтвердила замеченные на «Докторе» особенности работы системы. Обилие деталей, близкий к тексту тональный баланс, даже контрабас повышенной капризности с 7-й дорожки обозначил своё присутствие лишь близостью к микрофону. 10-й трек, чей богатый звуковой спектр всегда служил хорошим инструментом для оценки системы в условиях повышенной громкости, проявил некоторую скудость самого нижнего баса, что я отнёс на счёт включённого сабсоника, всё-таки 30 Гц — это довольно высоко для фильтрации инфранизких частот. Сабсоник действительно обкрадывает суббасовый диапазон довольно заметно: давление на 30 Гц на 9 дБ меньше, чем на 50. Впрочем, нам доводилось видеть системы, где аналогичная АЧХ получалась сама собой, без сабсоника. Так что здесь есть куда развиваться. ВЧ-сегмент АЧХ прорисован мощно, его портит лишь выраженный подъём характеристики на 8 — 10 кГц, это, наверное, стоит потом, после полной разминки компонентов, попытаться убрать. А отмеченные при прослушивании особенности звучания вокала, скорее всего, имеют некоторое отношение к заметному подъёму в полосе частот «презенса», 600 — 1200 Гц. Акустика BMW 540i E39
Источник: Сергей ГАВРИЛЮК. Журнал "Автозвук", № 7 / 2005
|