|
|
Автозвук. Тюнинг BMW 520i E34.В недавно приобретённой BMW 520 E34 стояли штатные динамики, которые звучали вообще никак. А машина как раз из тех, на которых ездят каждый день и помногу, поэтому без хорошего звука не обойтись. Вот и решили мы поставить в обычном «бумере» нормальную систему, с трёхполосным фронтом и сабвуфером. На роль головного устройства был выбран Clarion DXZ745MP. Эта же модель, но только с индексом 748, стала лидером по итогам теста «АЗ». Среди недорогой трёхполосной акустики привлёк внимание комплект Hertz ESK 163, со среднечастотниками небольшой монтажной глубины. Пищалки временно (для них скоро планируем изготовить подиумы) прикрепили к передним стойкам, чуть ниже середины, используя чашки для установки под углом. Оси излучения динамиков направлены в центр лобового стекла. Именно благодаря компактным СЧ-динамикам удалось освоить заводские гнёзда торпедо, хотя для этого пришлось поработать режущим инструментом — лишний пластик удалили и поролоном отгородили небольшой объем. Динамики закреплены снизу на двух саморезах и подпёрты воздуховодами вентиляции. Диффузоры направлены вертикально вверх, и после прослушивания нескольких дисков мы поняли, что куда-то их дополнительно поворачивать смысла нет. Мидбасы установили в кикпанелях через фанерные адаптеры. Лишние щели забиты поролоном, а оставшийся объём заполнен синтепоном. Каждая фанерка притянута к металлу кузова четырьмя саморезами. Специальных проставок для доворота динамиков на слушателей мы не делали, оставили так, как получилось. В трёхполосной системе положение фронтальных мидбасов не так важно, как в двухполосной, да и для поворота пришлось бы существенно дорабатывать конструкцию подиумов. Возникшая было идея поставить динамики в двери не состоялась, поскольку в «бумере» ручные стеклоподъёмники и без замены их электрическими врезать 16-сантиметровые динамики вряд ли удалось бы. После нескольких дней прослушивания мы поняли, что кикпанели — всё-таки не самое удачное место для мидбаса в BMW-"пятёрке". Отчетливо было слышно, что динамики «задыхаются» из-за малого объёма, как следствие — средний бас оказался ослаблен, а эффект присутствия скомкан. Это минусы, из плюсов такой установки можно отметить то, что не нужно тратиться на шумовиброизоляцию дверей и изготовление сложных подиумов. Для укрепления всей багажной конструкции вырезали фанерный щит, который вместе с сабвуферным коробом крепится на болтах к металлической перегородке за спинкой дивана. Динамик саба направлен «лицом» диффузора в подлокотник. Сабвуферный короб и фанерный щит затянуты ковролином, близким по цвету к заводской обивке багажника. Кроссоверы фронтальной акустики закреплены на щите, по бокам сабвуфера. Чтобы они не потерялись в тёмной глубине отсека, возникла идея подсветить их с помощью пары 35-ваттных ламп в хромированных корпусах. Оба фонаря закреплены под задней полкой и направлены на кроссоверы. Усилитель в системе планировался один, четырехканальный. Выбрали Hollywood VH 200.4; одну пару каналов подключили к фронту, а другой паре в мостовом включении достался сабвуфер. Фронтальные мидбасы на усилителе подрезаны фильтром ВЧ 80 Гц. На сабвуферном выходе головы включен фильтр НЧ 80 Гц, и эта же частота продублирована на усилителе, что в сумме дало крутизну спада АЧХ четвертого порядка. Усилитель установлен в левом заднем крыле, для этого пришлось вырезать фанерное основание сложной формы. Колба с предохранителем из ассортимента ORIS находится, как обычно, под капотом, а той же марки силовой кабель сечением 10 кв. мм проложен до заднего левого крыла, к месту установки усилителя. Межблочники Stinger серии Helix идут в багажник вдоль центрального тоннеля, а акустические провода известной фирмы NoName, купленные на рынке, уложены вдоль дверных порогов. Для каждой полосы фронта использован провод своего сечения. Сабвуфером в системе суждено было стать динамику Ivolga Drive 12C. «Иволгу» решили поместить в закрытый ящик. Следуя рекомендациям журнала, остановились на объеме, равном 33 л. Форма корпуса прямоугольная, габаритные размеры 54 х 40 х 24 см. Закупили лист 20-миллиметровой фанеры и распилили его на нужные части. Короб собран на 60 саморезах и обильно проклеен ПВА. Для подавления резонансов все внутренние стенки укрыты ковролином. Первоначально корпус сабвуфера делали под головку Ivolga SH-12FA, но после первого же прослушивания заметили, что самый нижний бас практически отсутствует. Оно и понятно, фри-эйрную специализацию со счетов не сбросишь. Динамик пришлось поменять на Drive 12C. Только потом, при просмотре АЧХ в «спикершопе», заметили, что для SH-12FA нижняя граница по уровню -3 дБ проходит на целых 7 Гц выше, чем у Drive 12C в том же корпусе. Такой результат противоречил практическим наблюдениям, потому что динамик SH-12FA в закрытом корпусе 37 л (в салоне WV Passat B4 с кузовом «универсал») играл заметно лучше и развивал более высокое звуковое давление, чем Drive 12C в тех же условиях. Не иначе путаница с маркировкой произошла. При первом же включении обнаружилось, что в системе «гуляют» наводки. В пищалках был отчетливо слышен вой генератора и высокочастотный шум от блока управления подушкой безопасности. Причем помехи возникали только после включения обоих межблочников. Решение оказалось простым, но трудоёмким — пришлось максимально удалить оба кабеля от самого блока и заводской проводки, идущей к нему. Когда с наводками было покончено, сразу же стали ясны преимущества 3-полосного фронта, особенно на средних частотах. Раздел мидбасов и сабвуфера подобран удачно, хотя бас оказался не очень глубоким. Попутно обнаружилось, что низы становятся комфортными, если закрыть подлокотник заднего дивана. Мощности Hollywood оказалось вполне достаточно для обслуживания фронтальной акустики и саба. В общем, результатом остались довольны все, для полного счастья осталось только соорудить подиумы для пищалок. Источник: Журнал "Автозвук" Автор: Сергей Самуренко и Корнел Мазур.
|