неофициальный сайт BMW в России
логотип bmw
  ФОРУМ  


МОДЕЛЬНЫЙ РЯД
Классификация
Модели BMW
В стиле ретро
Статьи
Тест-драйв BMW
Фотографии BMW
ДВИГАТЕЛИ
Описания
Модификации
Обозначения
КРАШ-ТЕСТЫ
Системы безопасности
Правила проведения
Проведение тестов
ТЮНИНГ
Тюнинг двигателя
Аэрография
Внешний тюнинг
Автозвук BMW
МОТОЦИКЛЫ
Описание моделей
Галерея
РАЗНОЕ
Устройство авто
Уроки вождения
Полезная информация
Продажа автомобилей
Покупаем автомобиль
CD "Ремонт BMW "
Видеофильмы BMW
BMW-puzzle
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
История BMW Group
История моделей BMW
Эмблема BMW




Автоакустика BMW 323i oт студии «Автокруиз»

Состав автоакустики BMW 323i

Организованные звуковые гармоники на борту BMW 323 производит полновесная пятиканальная система с сабвуфером, известная ещё под именем «мобильный театр». «На подаче» стоят несколько источников аудио и видео, из которых главным является DVD-ресивер Alpine IVA-D900R. Магазин обычных, звуковых компакт-дисков можно зарядить в CD-чейнджер Alpine CHA-S634, новости или там кино какое из эфира отнесены к обязанностям ТВ-тюнера Challenger TS-710, ну а игровой, извините за выражение, «контент» с успехом поставляет приставка Sony Playstation. Среди источников видео есть ещё камера заднего обзора PIT EY-LS-5, но редкие моменты любования картинкой за кормой BMW едва ли составляют заметную часть жизни водителя и пассажиров. На совсем уж крайний случай имеется тройка RCA-разъёмов, с помощью которых организованы композитный видео- и звуковой стереовходы.

мобильный театр установленный на BMW 323i

В прошлом году мультимедийная установка завоевала 3 профильных
кубка EMMA, а в нынешнем, на открытии сезона EMMA Россия,
машина заняла третье место в классе MM Pro.

Собственно «киношная» часть системы построена на трёх ЖК-панелях, одна из которых является неотъемлемой частью выдвижного экрана головного устройства, а две другие входят в состав мониторов подголовочного базирования Necvox FD-7569.

установка ЖК- монитроров

Пухлым подголовникам пришлось сильно «похудеть»,
чтобы принять большие и плоские ЖК-мониторы.
Видеокамера заднего обзора врезана прямо в бампер,
под небольшим наклоном к дороге.

Установка автоакустики на BMW 323i

С сопровождающим «кино» звуком дела обстоят поинтереснее хотя бы потому, что звуковой декодер 5.1 с цифровыми фильтрами и задержками базируется на процессорных мощностях Alpine PXA-H701. Подготовленный в соответствии с текущими жанровыми установками, стерео или 5.1, сигнал поступает на три связки «усилитель — акустика». Первая из них, центрального канала, построена на двухканальнике Audison SRx 2 в мостовом включении и укомплектована одним мидбасовым динамиком Focal 130 V Slim с парой среднечастотников Hertz HD 500. «Херцы» включены последовательной цепочкой параллельно «Фокалу» и получают выделенный фильтрами ВЧ процессора сигнал выше 80 Гц. Этот довольно необычный выбор полосы речевого канала, который все привыкли видеть не шире 300 — 3500 Гц, установщики обосновали так: раз источник способен выдавать полную полосу, то какой смысл её принудительно зауживать?

Так же широко взглянули и настроили фронтальную поканальную связку из усилителя Brax X 2400.2 и двухполосной акустики Boston Z6. Мидбас начинается с 71 Гц и простирается вплоть до 4 кГц, обе частоты среза установлены на алпайновском процессоре. В тех же цифровых регистрах выставлена полоса ФВЧ для твитеров Z6, и её начало находится — где бы вы думали — на отметке 100 (сто!) герц. По просьбе установщиков делаю специальное предостережение: не пытайтесь включить подобным образом пищалки других марок, результат будет, скорее всего, плачевным, и, оставляя дымный хвост, динамики немедленно вознесутся в акустический рай. Чтобы подстраховать столь мидбасистые твитеры от случайностей переходных режимов, из штатных кроссоверов к ним подключены лишь токоограничительные лампочки.

Тыловая подсистема выполнена более консервативным способом, усилитель Brax той же, что и на фронте, модели X 2400.2 работает одной парой каналов на двухполосную акустику Boston PS 6.5. Третий и четвёртый каналы подключены, опять же без неожиданностей, мостом на звуковую катушку 30-сантиметрового сабвуфера Boston PS 12.5. Раздел низких и высоких частот полностью сделан штатными пассивными кроссоверами Boston, а предел тылового баса обозначен на границе 100 Гц. Как на фронтальных пищалках, не больше, но и не меньше. Сигнал сабвуферного канала процессора зажат в узкой полосе от 20 (30 дБ/окт.) до 80 Гц (12 дБ/окт.).

Поскольку с первых же дней существования системе на шасси BMW 323i прочили соревновательное будущее, весь монтаж компонентов производился с учётом требований правил. Их смысл понятен, все нововведения на борту следует делать максимально безопасным способом, и поэтому фронтальные твитеры решили не ставить посередине передних стоек кузова, а задвинули в самое их основание. Опять же, с точки зрения звуковых свойств системы, положение твитеров на верхней линии торпедо позволило без разрывов и перекосов увязать фронтальную панораму в единое целое с «центром».

Акустическое оформление центрального канала

Образец отстреливающейся клеммы в рабочем состоянии.
Внутренний объём корпуса-"черепахи" сообщается с пространством за торпедо.

Автозвук. Акустическое оформление центрального канала.

Акустическое оформление центрального канала представляет собой большой накладной корпус-"черепаху", роль панциря которой играет 13-сантиметровый мидбас. Поскольку он расположен практически горизонтально, слушатели воспринимают только отражённую от лобового стекла звуковую волну. Напротив, пара центральных купольников стоит в передней части «черепахи» и развёрнута в сторону слушателей. Сам корпус изготовлен из MDF-колец и выглажен шпаклёвкой-"волосянкой" (со стекловолоконным наполнителем), а его внутренний объём сообщается с заторпедным пространством. Установщики «Автокомфорта» практически не используют стеклопластиковые конструкции, поскольку при нестабильном качестве полиэфирной смолы поверхность готовой скорлупы получается непрочной и зачастую трескается вместе с тщательно нанесённым лакокрасочным покрытием. Особенно в моменты перестука колёс.

Акустическое оформление центрального канала

Окончательное положение динамиков в «черепахе» нашлось далеко не сразу,
пришлось всё менять и переделывать не один раз. Подиумы пищалок,
напоминающие обводы наружных зеркал Opel Vectra B, фиксируют
ось излучения на ближнего слушателя
.

Толщина мидбасовых проставок, смонтированных на дверях, обусловлена своеобразной архитектурой дверных обшивок BMW и достигает 75 мм (три кольца по 25 мм). Разумеется, двери прошли тотальную обработку всех трёх плоскостей на предмет гашения вибраций и поглощения шумов, а крупные технологические окна были зарешёчены металлическими полосками. Несмотря на то, что динамики установлены за дверной обшивкой, уплотняющих валиков в конструкции не предусмотрено, а профиль последнего, ближнего к обшивке, кольца выведен «под ноль» для беззазорного стыка.

График обратной сборки дверей включал два дня на ручную подгонку
колец к обшивке с помощью наждачной бумаги.
Сабвуферный динамик установлен точно напротив «лыжницы».

Свод соревновательных правил вкупе с повседневной реальностью наших дорог повлиял не только на установку акустики, но и на монтаж головного устройства. Его управляющий блок, помещённый в штатное заводское гнездо возле водителя, жёстко закреплён болтами, а идущая в комплекте рамка заменена новой из пластика и всё той же волосянки. Самодельный вариант позволил плавно вписать «голову» в обводы торпедо и плотно закрепить саму рамку на месте.

Правила класса «Мультимедиа» энергично поощряют наличие возможности выключения головного устройства с рулевых кнопок, это решило судьбу стандартного алпайновского переходника и потребовало принесения жертвы в виде начинки из обычного ИК-пульта. Контактные дорожки монтажники завели проводами на кнопки, а саму плату управления и ИК-диод поместили внутрь ступицы руля. Другие компоненты системы, чувствительные к сигналам инфракрасного диапазона, ТВ-тюнер и наушники, обмениваются информацией через «свои» приёмники и передатчики, которые установлены на потолочной консоли в передней части салона.

Подключение управления головным устройством с конопок на руле

Контактные дорожки стандартного пульта заведены на рулевые кнопки.
Плата управления и ИК-диод помещены в ступицу руля

Автозвук. Установка и подключение сабвуфера.

Сабвуфер закрытого типа объёмом 28 л (красивый объём, и главное — редкий) изготовлен из 25-миллиметровых листов MDF и находится под задней полкой, в проёме между салоном и багажником. Его передняя стенка служит опорой направленного точно в «лыжницу» динамика, а задняя, обращённая в багажник, выполнена из прозрачного оргстекла внушительной толщины 35 мм. Надо ли говорить, что этот изрядного веса компонент закреплён на болтах за все доступные части силового каркаса кузова автомобиля. Просторные ниши по бокам саба послужили удобным и легкодоступным местом для расположения активных компонентов системы. На спинке заднего дивана стоят усилитель центрального канала, игровая приставка и второй блок головного устройства. Процессор прикреплён к левой стенке саба, поближе к источнику сигнала, а TV-тюнер — рядом, в глубине крыла. Правое крыло почти целиком занято силовыми элементами, включая конденсатор Stinger ёмкостью 3 Ф и арматуру цепей питания.

В обеих нишах имеется по небольшому лючку, которые открывают доступ к органам регулировки «Браксов», смонтированных вертикально в багажном отсеке. Такой способ установки традиционно создаёт «душные» для горячих компонентов закутки между монтажной стенкой и фальшпанелью. Поэтому температурный режим усилителей поддерживает одна пара вентиляторов, обдувающих наружные рёбра охлаждения, и вторая, которая организует «сквозняк». Следящий термодатчик приклеен к самому горячему, сабвуферному «Браксу».

комплект автомобильной акустики, установленной на BMW 323i

В список попутных изменений, которые пришлось внести в конструкцию автомобиля, попал, как ни странно, каркас заднего сиденья, проявивший в условиях активного напора со стороны суббасового излучателя неожиданные вокальные данные даже на небольших дорожных стыках. Соответствующие мероприятия, заключавшиеся в проливке пеной всех подозрительных узлов каркаса, оказались достаточно эффективными, и впредь к этому вопросу возвращаться больше не пришлось.

RTA

Показавшийся суховатым бас на поверку инструментальными средствами вышел предельно точным, во всяком случае — в спектральном отношении. Редко в какой системе басовая характеристика уложится внутрь трёхдецибельного коридора длиной от 20 до 100 Гц. Столь же небольшими отклонениями от математической модели АЧХ системы отличается и на остальном её протяжении. Придраться (если уж так ставить задачу) можно лишь к двум отклонениям от соревновательного идеала: провал глубиной около 7 дБ на 500 Гц и всплеск (5 — 6 дБ) на 6 кГц. Верхние частоты, несмотря на очевидный спад АЧХ выше 12 кГц, на слух, как было отмечено при прослушивании, воспринимаются более чем адекватно, таково следствие плавного и монотонного, без больших перепадов уровня, спада частотной характеристики.

BMW 323

  • Тип системы: мультимедиа
  • Состав: 2-полосный фронт + центральный канал + тыл + сабвуфер
  • Источники: Alpine IVA-D900R, CHA-S634, Challenger TS-710, Sony Playstation
  • Мониторы: Necvox FD-7569
  • Усилители: Audison SRx 2, Brax X 2400.2
  • Акустика: Boston Z6, PS 6.5, Focal 130 V Slim, Hertz HD 500
  • Сабвуфер: Boston PS 12.5
  • Студия: «Автокруиз»

SQ

Универсальным инструментом для оценки звучания мультимедийных систем по-прежнему остаётся диск «NAIM Sampler» из редакционной коллекции. Его музыкальный материал — наиболее знакомый и слышанный уже не один десяток раз в самых разных условиях. Вслушиваясь в женский вокал, я отметил, что акустика центрального канала наравне с излучателями правого и левого создают хорошую звуковую панораму без какой-либо выраженной привязки. Это свойство системы создало впечатление некоторой удалённости от исполнителей и своеобразной облегчённости звука, особенно заметной во время прослушивания рояля. Звучание на малых и больших значениях громкости оказалось весьма и весьма неплохим, что благотворно отразилось на музыкальном материале чисто акустического происхождения. Сложные и насыщенные инструментами композиции были детальны и подробны, хотя низкочастотный регистр я предпочитаю в более концентрированном виде. Иногда бас казался просто сухим, вызывая субъективный избыток средних и высоких частот. Однако это не слишком обеднило звук духовых инструментов, выглядевших довольно реалистично.


Источник: Журнал "Автозвук", № 7 / 2005

 






главная страница l новости BMW l форум l модели BMWжурнальные публикации
фотографии и обои l тест-драйв l мотоциклы BMW l краш-тестыуроки вождения l тюнинг l аэрография l полезная информация
устройство автомобиля