Тюнинг двигателя BMW. Турбокомпрессор.
Отвечаем на пять самых распространенных вопросов
о компрессорах.
Вспомните, как вы чувствовали себя, выполнив
несколько десятков отжиманий или пробежав три километра кросса.
Приблизительно то же самое испытывает двигатель вашей машины, когда
вы едете в гору или "летите" по шоссе.
Все больше современных автомобилей получают "живительный"
воздух, придающий им дополнительную "силу", от турбокомпрессора.
Несмотря на то, что этот агрегат использовался в автомобильных,
авиационных и других двигателях на протяжении почти всего нынешнего
века, всего лишь около десяти лет назад турбокомпрессоры еще считались
лишь "игрушкой" для "экзотических" и "особо
мощных" машин.
Вместе с растущей заинтересованностью потребителя
в более высокой и экономичной мощности современных автомобилей,
турбокомпрессоры доказали свою высокую эффективность и практичность.
Одновременно с низкими, "зализанными" аэродинамическими
формами кузовов современных машин их двигатели стали меньше, а упор
стал делаться на топливную экономичность.
Концепция турбированных систем : Турбина представляет собой воздушную
помпу проводящуюся в движение выхлопными газами. За счет этого повышается
давление воздушного потока попадающего в двигатель, в следствии
чего воздушно-топливная смесь попадает в двигатель и происходит
повышение мощности.
В некоторых автомобильных двигателях атмосферное
давление является максимально возможным давлением при котором воздушный
поток может попадать в двигатель. Количество сжигаемого топлива
в цилиндрах ограниченно из-за количества воздуха попадающего в двигатель
при атмосферном давлении (такие моторы не турбируются).
Двигатель при одних о тех же оборотах может производить
больше мощности если в цилиндры будет попадать больше воздушно-топливной
смеси. Большее количество воздушно-топливной смеси дает большее
давление в цилиндре и большую отдачу. Это один из путей повышения
мощности двигателя. Турбированные двигатели производят мощности
на 30-60% больше чем такой же двигатель без турбины.
Турбонагнетатель это воздушный компрессор, который
втягивает воздух после чего сжимает его и вдувает его в двигатель
(см. рисунок 1 турбо-компрессора и на нем #1). Компрессор раскручивается
до 100.000 об/мин. с помощью турбины (см. фото турбо-компрессора
и на нем #2). Турбина с компрессором соединены с помощью вала (см.
фото турбо-компрессора и на нем #3). Когда турбина начинает вращаться
она вращает компрессор через вал. Турбина вращается за счет выхлопных
газов идущих из двигателя, после чего выхлопные газы попадают в
выхлопную систему.
Как уже сказано выше турбокомпрессор повышает
эффективную мощность двигателя на 30-60 процентов. Таким образом,
после его установки 4-цилиндровый агрегат обеспечивает силовые параметры
6- и даже 8-цилиндровых двигателей, и все это при сохранении высокой
экономичности!
1. КАКИМ ОБРАЗОМ ТУРБОКОМПРЕССОР
УВЕЛИЧИВАЕТ МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ ?
Мощность, развиваемая двигателем, зависит от количества воздуха
и смешанного с ним топлива, которое может быть подано в двигатель.
Если требуется увеличить мощность двигателя, нужно увеличить как
количество подаваемого воздуха, так и топлива. Подача большего количества
топлива не даст эффекта до тех пор, пока не появится достаточное
для его сгорания количество воздуха, иначе образуется избыток несгоревшего
топлива, что приводит к перегреву двигателя, который к тому же при
этом сильно дымит.
Турбокомпрессор увеличивает мощность двигателя путем подачи в него
необходимого количества сжатого воздуха, достаточного для полного
сгорания увеличенной дозы топлива. Следовательно, при прежнем рабочем
объеме и тех же оборотах мы получаем большую мощность. Кроме того,
улучшается процесс сгорания, что позволяет увеличить характеристики
двигателя в широком диапазоне чисел оборотов (см.врезку).
2. КАК РАБОТАЕТ ТУРБОКОМПРЕССОР
?
Основными
частями практически любого турбокомпрессора являются турбина и центробежный
воздушный насос, связанные между собой при помощи общей жесткой
оси. Оба этих элемента вращаются в одном направлении и с одинаковой
скоростью (причем огромной - примерно 100.000 об/мин!). Энергия
потока отработавших газов, которая в обычных двигателях не используется,
преобразовывается здесь в крутящий момент, приводящий в действие
компрессор.
Происходит это так. Выходящие из цилиндров двигателя
отработавшие газы подаются на крыльчатку турбины, которая преобразует
их кинетическую энергию в механическую энергию вращения (крутящий
момент). Компрессор (он представляет собой похожую крыльчатку, установленную
на другом конце оси) засасывает свежий воздух через воздушный фильтр,
сжимает его и подает в цилиндры двигателя. Количество топлива, которое
можно смешать с воздухом, при этом можно увеличить, что позволяет
двигателю развивать большую мощность.
Существует также множество других конструкций
турбокомпрессоров.
3. НА КАКИЕ ДВИГАТЕЛИ МОЖНО УСТАНОВИТЬ
ТУРБОКОМПРЕССОР ?
Турбокомпрессором может быть оснащен любой двигатель внутреннего
сгорания: дизельный, бензиновый или работающий на газе, имеющий
жидкостное или воздушное охлаждение. Турбокомпрессоры используются
как на двигателях с большим рабочим объемом (судовых, тепловозных
и стационарных), так и на двигателях грузовых и легковых автомобилей.
Также не имеет никакого значения, идет ли речь о двухтактном или
о четырехтактном двигателе.
В настоящее время практически все большие дизельные двигатели мощностью
более 150 кВт, используемые в промышленности, судостроении, на дорожно-строительных
работах, оснащаются турбокомпрессором (иногда даже несколькими).
В сфере автомобильного транспорта теперь практически любой дизельный
двигатель мощностью свыше 80 кВт стандартно оснащается турбокомпрессором.
Даже в секторе небольших автомобилей с дизельным двигателем наблюдается
их распространение.
Приход турбокомпрессоров на бензиновые двигатели был более трудным,
но ускорился благодаря опыту их использования на кольцевых
автогонках и авторалли. Расширение производства материалов, обладающих
высокими температурными характеристиками, улучшение качества моторных
масел, применение жидкостного охлаждения корпуса турбокомпрессора,
электронное управление регулирующими клапанами - все это способствовало
тому, что эти агрегаты стали использоваться на мелкосерийных бензиновых
двигателях, что, в сочетании с впрыском топлива и электронным зажиганием,
позволило достичь очень высоких характеристик.
4. НУЖДАЕТСЯ ЛИ ТУРБОКОМПРЕССОР
В ОБСЛУЖИВАНИИ ?
Нет. Но поскольку он смазывается маслом из системы смазки двигателя,
то проблемы с этой системой "отзовутся" и на турбокомпрессоре.
Обычно недостаток масла приводит к его сильному износу и выходу
из строя.
Признаками неисправности турбокомпрессора могут быть: уменьшенная
мощность двигателя, черный или синеватый дым из выхлопной трубы,
повышенный расход моторного масла или шум при работе турбокомпрессора.
Примечание. Имейте в виду, что указанные признаки не обязательно
свидетельствуют о неисправности турбокомпрессора - прежде всего
нужно проверить исправность двигателя и его навесных агрегатов.
На нормально работающем двигателе, который своевременно и качественно
обслуживается, турбокомпрессор может безотказно работать в течение
долгих лет.
Любой ремонт турбокомпрессора должен осуществляться только в специализированной
мастерской, поскольку для этого требуются специальные знания, умения
и оборудование. Кроме того, при выполнении любых работ с агрегатом
должна быть обеспечена идеальная чистота, поскольку даже одна песчинка,
попавшая в турбокомпрессор, может вывести его из строя.
5. КАК СОХРАНИТЬ ЖИЗНЬ ТУРБОКОМПРЕССОРУ
?
Это очень просто. Нужно всего лишь следовать рекомендациям производителя
автомобиля. По данным одной крупной аналитической фирмы, только
около 30% владельцев "турбированных" машин выполняют эти
рекомендации. Поэтому многие проблемы с турбокомпрессором возникают
только в результате пренебрежения этими правилами. А они следующие:
После запуска холодного двигателя по крайней мере 5 минут не допускайте
высоких оборотов, чтобы дать возможность маслу хорошо смазать турбокомпрессор.
Перед тем как выключать двигатель после высокой нагрузки либо длительной
поездки, оставьте его поработать не менее 1 минуты на холостых оборотах.
Если сразу заглушить двигатель, работающий на высоких оборотах,
турбокомпрессор будет некоторое время вращаться без смазки, поскольку
масляный насос прекратит работу. При этом повреждаются подшипники
и кольца агрегата.
Не забывайте регулярно заменять моторное масло и масляный фильтр.
Имейте в виду, что высокая температура, возникающая при работе турбокомпрессора,
уменьшает эффективность и долговечность масла. Поэтому заливайте
только то масло, которое подходит для "турбированных"
двигателей.
Соблюдая эти правила, вы обеспечите длительную и надежную работу
турбокомпрессора. Помните "золотое" правило: болезнь легче
предупредить, чем излечить.
ПРЕИМУЩЕСТВА ТУРБОКОМПРЕССОРНОГО
ДВИГАТЕЛЯ
- Соотношение "масса/мощность" у двигателя
с турбокомпрессором выше, чем у атмосферного.
- Двигатель с турбокомпрессором менее громоздок,
чем атмосферный двигатель той же мощности.
- Кривая крутящего момента двигателя с турбокомпрессором
может быть лучше адаптирована к специфическим условиям эксплуатации.
При этом, например, водитель тяжелого грузовика должен будет намного
реже переключать передачи на горной дороге, и само вождение будет
более "мягким".
- Двигатель с турбокомпрессором почти невосприимчив
к значительной перемене высоты, тогда как атмосферный на большой
высоте теряет мощность.
- Двигатель с турбокомпрессором обеспечивает лучшее
сгорание топлива. Подтверждением тому служит уменьшение потребления
топлива грузовиками на больших пробегах.
- Поскольку турбокомпрессор улучшает сгорание топлива,
он также способствует уменьшению токсичности отработавших газов.
- Двигатель, оснащенный турбокомпрессором, работает
более стабильно, чем его атмосферный аналог той же мощности, а будучи
меньшим по размеру, он производит меньше шума. Кроме того, турбокомпрессор
играет также роль своеобразного глушителя в системе выпуска.