Аэрография автомобиля. История аэрографии.
			В средние века самые искусные мастера кисти трудились в храмах, 
              создавая шедевры живописи во Имя Божие. Современные художники чаще 
              приносят свое искусство на другой алтарь.
              Аэрография на автомобиле как шикарная женщина из высшего общества 
              – многие думают об обладании ею, но немногие могут это себе позволить. 
              Те, кто все же решился, вызывают у окружающих восхищенное внимание. 
              Всегда. Не важно, кому на глаза попадется раскрашенный автомобиль: 
              тинэйджеру, которому до первой машины предстоит отсидеть еще пару 
              школьных классов, прошедшему по жизни стороной от автомобилей пенсионеру-библиофилу 
              или проезжему олигарху. Окинут взглядом, оценят все без исключения. 
              Качественный рисунок на автомобиле – одновременно демонстрация собственного 
              вкуса и визитная карточка успешного человека. От плохой жизни рисунки 
              на свой автомобиль не заказывают.
            
История аэрографии
            
            Технологию, по которой краска наносится на автомобиль, 
              придумал и запатентовал в 1878 году американский ювелир Эбнер Пилер. 
              Из нескольких старых трубок, швейной иглы и самодельного ручного 
              компрессора он смастерил первый распылитель водорастворимой краски 
              и в качестве отдыха от возни с алмазной крошкой и золотой стружкой 
              в своей мастерской рисовал с помощью этого инструмента пейзажи родного 
              штата Айова. Права на его изобретение купила фирма Liberty Walkup, 
              которая в 1884-м занялась "раскруткой" нового способа 
              живописи, названного "аэрографией", и продажей первых 
              моделей распылителей, получивших название airbrush (воздушная кисть). 
              Вскоре фотографы всего мира активно использовали airbrush для ретуши 
              или раскрашивания черно-белых снимков.
 Причем "бесконтактная" техника нанесения 
              краски позволяла получать как четкие и тонкие, так и размытые контуры 
              и линии, благодаря чему рисунки, сделанные аэрографом, по восприятию 
              были очень близки к качеству настоящих фотоснимков того времени. 
              Некоторые фотосалоны даже предлагали клиентам такие услуги, как 
              добавление на фото новых деталей или полное изменение заднего плана.
 Настоящий бум аэрографии начался в начале ХХ 
              века. Аэрограф тогда был для художника таким же модным и полезным 
              инструментом, как сегодня лэптоп для бизнесмена. С помощью "воздушной 
              кисти" рисовали объявления, афиши, рекламные плакаты и иллюстрации 
              в журналы. Почти все рисунки, в которых требовалась передача изображения 
              фотографического качества, делали методом airbrush.
 Первые аэрографические изображения, появившиеся 
              на автомобилях, имели исключительно утилитарную функцию – это были 
              номера на кузовах гоночных машин. Затем борта спортивных автомобилей 
              стали украшать названия и логотипы спонсоров, а также изображения 
              завоеванных кубков. Следующей ступенью эволюции "спортивной 
              аэрографии" были уже художественные рисунки – различные символы, 
              огненные вспышки, бегущие животные или летящие птицы. С течением 
              времени автоспорт становился все более популярным и профессиональным, 
              количество спонсоров увеличивалось, и каждый сантиметр поверхности 
              кузова гоночного болида становился дорогостоящим товаром. Поэтому 
              "некоммерческие" изображения вскоре покинули автоспорт. 
              Однако художественная роспись автомобилей не умерла, а продолжала 
              активно развиваться в частном секторе. Уже в 40-х годах в Америке 
              и Европе появились специальные фирмы, наносящие на автомобили несложные 
              изображения, состоящие не более чем из двух-трех цветов, а спустя 
              еще десять лет многочисленные airbrush-ателье предлагали владельцам 
              автомобилей рисунки любой сложности фотографического качества.
 В Россию автомобильная аэрография добралась лишь 
              к середине 80-х годов, зато всего за несколько лет прошла все стадии 
              взросления и развития, от напыления из баллончика сквозь трафарет 
              одноцветных драконов до полного художественного оформления автомобиля 
              с помощью профессиональной airbrush-аппаратуры стоимостью несколько 
              тысяч долларов. Заморские технологии превращения машин в живые картины 
              стали доступны всем и оказались не сакральным волшебством (как думали 
              многие отечественные автовладельцы в советское время), а вполне 
              приемлемым средством подчеркнуть индивидуальность владельца. 
            
Аэрография. Этапы росписи автомобиля.
            Роспись автомобиля начинается с выбора темы рисунка. У любого хорошего 
              мастера всегда под рукой есть база разных изображений, из которых 
              владелец автомобиля сможет выбрать себе подходящее. Просмотр каталогов 
              и альбомов с фотографиями всегда занимает довольно много времени, 
              но типовые рисунки не выбирают почти никогда. Или выбирают с массой 
              изменений, ведь здесь как нигде важна уникальность будущего рисунка. 
              Затем начинается самый сложный процесс, в особо трагических случаях 
              способный растянуться на много месяцев. Художники делают эскизы 
              и согласовывают их с клиентом. Формула стадии согласования выглядит 
              следующим образом: разница восприятия одного и того же рисунка художником 
              и заказчиком прямо пропорциональна времени, потраченному на утверждение 
              эскиза. Некоторые мастера говорят, что иногда возникает желание 
              вообще отказаться от работы. В такие моменты, например, когда, взглянув 
              на уже девятый по счету эскиз, владелец машины говорит, что оттенок 
              чешуи сказочного дракона надо бы сделать капельку позеленее, красавицу 
              в лапах этого дракона чуть пообнаженнее, да и вообще, пусть лучше 
              это будет не дракон, а зверь рыкающий. Разумеется, гораздо проще, 
              когда клиент, полагаясь на опыт и мастерство художника, предоставляет 
              ему самому выбор сюжета и его реализацию. По словам самих аэробрашеров, 
              только в этом случае способны родиться настоящие шедевры.
              После утверждения рисунка ассистенты мастеров воздушной кисти приступают 
              к специальной подготовке машины, напоминающей подготовку к обыкновенной 
              покраске кузова. В некоторых случаях начинают с арматурных работ 
              – например, если рисунок наносится на дверь, необходимо снять с 
              нее молдинги, ручку и уплотнение стекол. То же касается решетки 
              радиатора, "мулек" на капоте и крышке багажника, фар, 
              а порою снимают даже боковые стекла-форточки. Потом автомобиль подвергается 
              трудоемким и очень пыльным процедурам – удалению старого лака и 
              "лечению" мелких очагов коррозии: трещинок, сколов краски, 
              небольших вмятин и царапин. Все это убирается, шпатлюется и зашкуривается, 
              иначе все дефекты вылезут из-под нового лака в ближайшие месяцы. 
              Затем на машину наносят слой основы – фон будущего рисунка, и передают 
              художнику. В зависимости от характера изображения художник подбирает 
              краски различных колеров, нужных для работы, и, если необходимо, 
              изготавливает трафареты. Затем с помощью аэрографа рисунок послойно 
              наносится на кузов. Иногда, для выполнения особенно тонких и мелких 
              элементов рисунка, мастера все же применяют кисти и даже специальные 
              карандаши.
              После нанесения рисунка машина попадает к малярам, которые накладывают 
              на рисунок несколько слоев лака для защиты его от воздействия окружающей 
              среды. Затем лак сушится в специальной сушильной камере. Сушка лака 
              не менее ответственный процесс – температура в камере не должна 
              превышать 60 градусов, иначе могут испортиться пластиковые детали 
              автомобиля. Некоторые лакировщики также считают, что при температуре 
              больше 60 градусов лак может потечь, вскипеть или растрескаться, 
              а это приведет к переделке всей работы.
              Нанесение рисунка вместе с подготовкой и лакировкой обычно занимает 
              около двух недель, хотя некоторые машины порой проводят в мастерской 
              и больше месяца. Срок работы в этом случае определяет не быстродействие 
              мастеров, а сложность сюжета.
            
Школы и стили аэрографии
            В любом крупном городе нашей страны обязательно 
              найдется специалист, способный качественно "задуть" рисунок 
              на автомобиль. Однако сложившиеся стили сегодня есть лишь у аэробрашеров 
              Москвы и Петербурга, а произведения региональных умельцев пока не 
              поддаются четкой классификации – вдалеке от двух столиц клиент еще 
              только начинает созревать, и интересные работы там встречаются довольно 
              редко. Зато по столичным улицам сегодня ездят десятки эксклюзивных 
              машин с авторскими рисунками. Основная черта, по которой можно отличить 
              "московскую школу" аэрографии – это оформление более "свежих" 
              моделей автомобилей. Питерским художникам по большей части достаются 
              уже поездившие машины. В Петербурге редкость, чтобы клиент привез 
              аэробрашерам автомобиль прямо из автосалона, в Москве же это случается 
              довольно часто. Существуют и сюжетные различия, которые, правда, 
              в большей степени зависят от личности художника. Но ведь на человека 
              влияет место, в котором он живет.
 Сюжеты московских мастеров смелее и агрессивнее. 
              Можно сказать, что в области аэрографии финансовая столица ушла 
              дальше культурной. Это вполне объяснимо – здесь раскрашенных автомобилей 
              больше в разы, поэтому желающим выделиться (а в подавляющем большинстве 
              случаев автомобили разрисовываются именно для этого) приходится 
              проявлять больше фантазии и энергии.
 Одним из самых знаменитых мастеров авторской 
              росписи в Москве считается Ильнур Мансуров, на счету которого десятки 
              уникально оформленных машин. По его словам, гораздо эффективнее 
              расписывать машины целиком, а не наносить отдельный рисунок на один 
              из элементов. Каждый автомобиль, побывавший в его мастерской, содержит 
              свою эстетическую концепцию. Например, на Lamborghini изображены 
              бегущие быки – как символ мощи автомобиля и этого брэнда вообще, 
              а "женский" родстер Merсedes украшен яркими подсолнухами, 
              лепестки которых разлетаются, придавая автомобилю дополнительную 
              визуальную динамику.
 Кроме того, Ильнур – один из немногих автомобильных 
              художников, считающих, что интенсивность цвета рисунка зависит от 
              автомобиля и воплощаемой идеи.
 Среди крупных фирм на столичном рынке аэрографии 
              выделяются такие имена, как Deep Rising и Airbrushstudio. Фирма 
              Deep Rising специализируется на тюнинге интерьера и экстерьера автомобилей, 
              но при этом замечена в создании очень интересных работ в области 
              аэрографии – Hummer1, украшенный американской атрибутикой, и Dodge 
              Ram 2500, оформленный в популярном стиле "водный мир". 
              Airbrushstudio – типичный пример "малярки", выросшей до 
              уровня серьезной художественной мастерской. Работы этих ребят – 
              Mitsubishi 3000 GT "Воздушная атака" и совсем свежая Porsche 
              911 Сarrera "Гости из будущего" – появляющиеся на автомобильных 
              выставках, говорят об их серьезном творческом потенциале.
 Профессиональные аэробрашеры Санкт-Петербурга 
              немногочисленны. До последнего времени чаще всего на здешних улицах 
              встречались машины, оформленные компаниями North Customs и "Автодело". 
              Творческий коллектив North Customs составляют два харизматичных 
              байкера с бородами, как у ZZ TOP, известные под кличками Джон и 
              Стик. И хотя с большей охотой они берутся за оформление мотоциклов, 
              автомобилей ими также разрисовано немало. Самые яркие из работ North 
              Customs: BMW Z3 "Дикая кошка", Mitsubishi Pagero "Звездные 
              войны" и Audi TT в стиле эпохи авиаромантизма. Фирма "Автодело", 
              помимо нанесения небольших рисунков на множество питерских автомобилей, 
              знаменита оформлением Chevrolet Suburban по мотивам произведений 
              древнерусской литературы – на одном борту изображена панорама Куликова 
              поля до битвы, на другом – в самый ее разгар, на капоте Илья Муромец, 
              на задней двери Ярославна и ее плач.
 Одна из самых молодых и многообещающих airbruh-мастерских 
              Петербурга – "Авто Арт Студия". За несколько лет работы 
              фирма собрала внушительное портфолио, в котором немало интересных 
              работ, например "Индейский" Jeep Wrangler Laredo, BMW 
              Х5 "Водный мир" и "Фиат Купе" в техногенном 
              стиле.
 Московский и питерский стили аэрографии можно 
              назвать полноценными "школами" еще и потому, что в каждом 
              из городов существуют свои курсы обучения мастерству airbrush, на 
              которых будущим художникам воздушной кисти преподается разная теория 
              и разные эстетические принципы. В Москве просветительской деятельностью 
              занимается Ильнур Мансуров в учебном центре Штандокс, а вот где 
              находится учебный центр питерских художников – неизвестно, известно 
              лишь то, что он организован ребятами из North Customs.
 И напоследок объясним, почему этот материал оказался 
              в рубрике "Тюнинг". Все очень просто. Тюнингом принято 
              называть любое изменение в конструкции автомобиля, которое не относится 
              к его ремонту. С этой точки зрения, аэрография – это тюнинг, причем 
              абсолютно эксклюзивный. Рисунки ведь не повторяются.