Аэрография автомобиля. История аэрографии.
В средние века самые искусные мастера кисти трудились в храмах,
создавая шедевры живописи во Имя Божие. Современные художники чаще
приносят свое искусство на другой алтарь.
Аэрография на автомобиле как шикарная женщина из высшего общества
– многие думают об обладании ею, но немногие могут это себе позволить.
Те, кто все же решился, вызывают у окружающих восхищенное внимание.
Всегда. Не важно, кому на глаза попадется раскрашенный автомобиль:
тинэйджеру, которому до первой машины предстоит отсидеть еще пару
школьных классов, прошедшему по жизни стороной от автомобилей пенсионеру-библиофилу
или проезжему олигарху. Окинут взглядом, оценят все без исключения.
Качественный рисунок на автомобиле – одновременно демонстрация собственного
вкуса и визитная карточка успешного человека. От плохой жизни рисунки
на свой автомобиль не заказывают.
История аэрографии
Технологию, по которой краска наносится на автомобиль,
придумал и запатентовал в 1878 году американский ювелир Эбнер Пилер.
Из нескольких старых трубок, швейной иглы и самодельного ручного
компрессора он смастерил первый распылитель водорастворимой краски
и в качестве отдыха от возни с алмазной крошкой и золотой стружкой
в своей мастерской рисовал с помощью этого инструмента пейзажи родного
штата Айова. Права на его изобретение купила фирма Liberty Walkup,
которая в 1884-м занялась "раскруткой" нового способа
живописи, названного "аэрографией", и продажей первых
моделей распылителей, получивших название airbrush (воздушная кисть).
Вскоре фотографы всего мира активно использовали airbrush для ретуши
или раскрашивания черно-белых снимков.
Причем "бесконтактная" техника нанесения
краски позволяла получать как четкие и тонкие, так и размытые контуры
и линии, благодаря чему рисунки, сделанные аэрографом, по восприятию
были очень близки к качеству настоящих фотоснимков того времени.
Некоторые фотосалоны даже предлагали клиентам такие услуги, как
добавление на фото новых деталей или полное изменение заднего плана.
Настоящий бум аэрографии начался в начале ХХ
века. Аэрограф тогда был для художника таким же модным и полезным
инструментом, как сегодня лэптоп для бизнесмена. С помощью "воздушной
кисти" рисовали объявления, афиши, рекламные плакаты и иллюстрации
в журналы. Почти все рисунки, в которых требовалась передача изображения
фотографического качества, делали методом airbrush.
Первые аэрографические изображения, появившиеся
на автомобилях, имели исключительно утилитарную функцию – это были
номера на кузовах гоночных машин. Затем борта спортивных автомобилей
стали украшать названия и логотипы спонсоров, а также изображения
завоеванных кубков. Следующей ступенью эволюции "спортивной
аэрографии" были уже художественные рисунки – различные символы,
огненные вспышки, бегущие животные или летящие птицы. С течением
времени автоспорт становился все более популярным и профессиональным,
количество спонсоров увеличивалось, и каждый сантиметр поверхности
кузова гоночного болида становился дорогостоящим товаром. Поэтому
"некоммерческие" изображения вскоре покинули автоспорт.
Однако художественная роспись автомобилей не умерла, а продолжала
активно развиваться в частном секторе. Уже в 40-х годах в Америке
и Европе появились специальные фирмы, наносящие на автомобили несложные
изображения, состоящие не более чем из двух-трех цветов, а спустя
еще десять лет многочисленные airbrush-ателье предлагали владельцам
автомобилей рисунки любой сложности фотографического качества.
В Россию автомобильная аэрография добралась лишь
к середине 80-х годов, зато всего за несколько лет прошла все стадии
взросления и развития, от напыления из баллончика сквозь трафарет
одноцветных драконов до полного художественного оформления автомобиля
с помощью профессиональной airbrush-аппаратуры стоимостью несколько
тысяч долларов. Заморские технологии превращения машин в живые картины
стали доступны всем и оказались не сакральным волшебством (как думали
многие отечественные автовладельцы в советское время), а вполне
приемлемым средством подчеркнуть индивидуальность владельца.
Аэрография. Этапы росписи автомобиля.
Роспись автомобиля начинается с выбора темы рисунка. У любого хорошего
мастера всегда под рукой есть база разных изображений, из которых
владелец автомобиля сможет выбрать себе подходящее. Просмотр каталогов
и альбомов с фотографиями всегда занимает довольно много времени,
но типовые рисунки не выбирают почти никогда. Или выбирают с массой
изменений, ведь здесь как нигде важна уникальность будущего рисунка.
Затем начинается самый сложный процесс, в особо трагических случаях
способный растянуться на много месяцев. Художники делают эскизы
и согласовывают их с клиентом. Формула стадии согласования выглядит
следующим образом: разница восприятия одного и того же рисунка художником
и заказчиком прямо пропорциональна времени, потраченному на утверждение
эскиза. Некоторые мастера говорят, что иногда возникает желание
вообще отказаться от работы. В такие моменты, например, когда, взглянув
на уже девятый по счету эскиз, владелец машины говорит, что оттенок
чешуи сказочного дракона надо бы сделать капельку позеленее, красавицу
в лапах этого дракона чуть пообнаженнее, да и вообще, пусть лучше
это будет не дракон, а зверь рыкающий. Разумеется, гораздо проще,
когда клиент, полагаясь на опыт и мастерство художника, предоставляет
ему самому выбор сюжета и его реализацию. По словам самих аэробрашеров,
только в этом случае способны родиться настоящие шедевры.
После утверждения рисунка ассистенты мастеров воздушной кисти приступают
к специальной подготовке машины, напоминающей подготовку к обыкновенной
покраске кузова. В некоторых случаях начинают с арматурных работ
– например, если рисунок наносится на дверь, необходимо снять с
нее молдинги, ручку и уплотнение стекол. То же касается решетки
радиатора, "мулек" на капоте и крышке багажника, фар,
а порою снимают даже боковые стекла-форточки. Потом автомобиль подвергается
трудоемким и очень пыльным процедурам – удалению старого лака и
"лечению" мелких очагов коррозии: трещинок, сколов краски,
небольших вмятин и царапин. Все это убирается, шпатлюется и зашкуривается,
иначе все дефекты вылезут из-под нового лака в ближайшие месяцы.
Затем на машину наносят слой основы – фон будущего рисунка, и передают
художнику. В зависимости от характера изображения художник подбирает
краски различных колеров, нужных для работы, и, если необходимо,
изготавливает трафареты. Затем с помощью аэрографа рисунок послойно
наносится на кузов. Иногда, для выполнения особенно тонких и мелких
элементов рисунка, мастера все же применяют кисти и даже специальные
карандаши.
После нанесения рисунка машина попадает к малярам, которые накладывают
на рисунок несколько слоев лака для защиты его от воздействия окружающей
среды. Затем лак сушится в специальной сушильной камере. Сушка лака
не менее ответственный процесс – температура в камере не должна
превышать 60 градусов, иначе могут испортиться пластиковые детали
автомобиля. Некоторые лакировщики также считают, что при температуре
больше 60 градусов лак может потечь, вскипеть или растрескаться,
а это приведет к переделке всей работы.
Нанесение рисунка вместе с подготовкой и лакировкой обычно занимает
около двух недель, хотя некоторые машины порой проводят в мастерской
и больше месяца. Срок работы в этом случае определяет не быстродействие
мастеров, а сложность сюжета.
Школы и стили аэрографии
В любом крупном городе нашей страны обязательно
найдется специалист, способный качественно "задуть" рисунок
на автомобиль. Однако сложившиеся стили сегодня есть лишь у аэробрашеров
Москвы и Петербурга, а произведения региональных умельцев пока не
поддаются четкой классификации – вдалеке от двух столиц клиент еще
только начинает созревать, и интересные работы там встречаются довольно
редко. Зато по столичным улицам сегодня ездят десятки эксклюзивных
машин с авторскими рисунками. Основная черта, по которой можно отличить
"московскую школу" аэрографии – это оформление более "свежих"
моделей автомобилей. Питерским художникам по большей части достаются
уже поездившие машины. В Петербурге редкость, чтобы клиент привез
аэробрашерам автомобиль прямо из автосалона, в Москве же это случается
довольно часто. Существуют и сюжетные различия, которые, правда,
в большей степени зависят от личности художника. Но ведь на человека
влияет место, в котором он живет.
Сюжеты московских мастеров смелее и агрессивнее.
Можно сказать, что в области аэрографии финансовая столица ушла
дальше культурной. Это вполне объяснимо – здесь раскрашенных автомобилей
больше в разы, поэтому желающим выделиться (а в подавляющем большинстве
случаев автомобили разрисовываются именно для этого) приходится
проявлять больше фантазии и энергии.
Одним из самых знаменитых мастеров авторской
росписи в Москве считается Ильнур Мансуров, на счету которого десятки
уникально оформленных машин. По его словам, гораздо эффективнее
расписывать машины целиком, а не наносить отдельный рисунок на один
из элементов. Каждый автомобиль, побывавший в его мастерской, содержит
свою эстетическую концепцию. Например, на Lamborghini изображены
бегущие быки – как символ мощи автомобиля и этого брэнда вообще,
а "женский" родстер Merсedes украшен яркими подсолнухами,
лепестки которых разлетаются, придавая автомобилю дополнительную
визуальную динамику.
Кроме того, Ильнур – один из немногих автомобильных
художников, считающих, что интенсивность цвета рисунка зависит от
автомобиля и воплощаемой идеи.
Среди крупных фирм на столичном рынке аэрографии
выделяются такие имена, как Deep Rising и Airbrushstudio. Фирма
Deep Rising специализируется на тюнинге интерьера и экстерьера автомобилей,
но при этом замечена в создании очень интересных работ в области
аэрографии – Hummer1, украшенный американской атрибутикой, и Dodge
Ram 2500, оформленный в популярном стиле "водный мир".
Airbrushstudio – типичный пример "малярки", выросшей до
уровня серьезной художественной мастерской. Работы этих ребят –
Mitsubishi 3000 GT "Воздушная атака" и совсем свежая Porsche
911 Сarrera "Гости из будущего" – появляющиеся на автомобильных
выставках, говорят об их серьезном творческом потенциале.
Профессиональные аэробрашеры Санкт-Петербурга
немногочисленны. До последнего времени чаще всего на здешних улицах
встречались машины, оформленные компаниями North Customs и "Автодело".
Творческий коллектив North Customs составляют два харизматичных
байкера с бородами, как у ZZ TOP, известные под кличками Джон и
Стик. И хотя с большей охотой они берутся за оформление мотоциклов,
автомобилей ими также разрисовано немало. Самые яркие из работ North
Customs: BMW Z3 "Дикая кошка", Mitsubishi Pagero "Звездные
войны" и Audi TT в стиле эпохи авиаромантизма. Фирма "Автодело",
помимо нанесения небольших рисунков на множество питерских автомобилей,
знаменита оформлением Chevrolet Suburban по мотивам произведений
древнерусской литературы – на одном борту изображена панорама Куликова
поля до битвы, на другом – в самый ее разгар, на капоте Илья Муромец,
на задней двери Ярославна и ее плач.
Одна из самых молодых и многообещающих airbruh-мастерских
Петербурга – "Авто Арт Студия". За несколько лет работы
фирма собрала внушительное портфолио, в котором немало интересных
работ, например "Индейский" Jeep Wrangler Laredo, BMW
Х5 "Водный мир" и "Фиат Купе" в техногенном
стиле.
Московский и питерский стили аэрографии можно
назвать полноценными "школами" еще и потому, что в каждом
из городов существуют свои курсы обучения мастерству airbrush, на
которых будущим художникам воздушной кисти преподается разная теория
и разные эстетические принципы. В Москве просветительской деятельностью
занимается Ильнур Мансуров в учебном центре Штандокс, а вот где
находится учебный центр питерских художников – неизвестно, известно
лишь то, что он организован ребятами из North Customs.
И напоследок объясним, почему этот материал оказался
в рубрике "Тюнинг". Все очень просто. Тюнингом принято
называть любое изменение в конструкции автомобиля, которое не относится
к его ремонту. С этой точки зрения, аэрография – это тюнинг, причем
абсолютно эксклюзивный. Рисунки ведь не повторяются.