BMW 3 серии E21 (1975-1983)
BMW Е21 – первый кузов BMW 3 серии
(двухдверное купе) – был впервые представлен в июле 1975 года как
достойная смена легендарных купе 2002 (кузова 114 и Е10). Единственная
модель 114 – 1502 выпускалась некоторое время параллельно BMW
Е21 и предлагалась в качестве экономичной машины во время топливного
кризиса. Передняя подвеска BMW Е21 – типа МакФерсон с наклоном стоек
назад для улучшения реактивности рулевого управления. Передний стабилизатор
использовался и в качестве опор рулевых тяг. Передние тормоза –
вентилируемые диски с фиксированным суппортом и двумя поршнями.
Задние тормоза- барабанного типа (на мощных – дисковые). Задняя
подвеска – ставшая теперь классической для BMW – независимые, с
косыми рычагами, стойками.
Первыми моделями BMW Е21 были 315, 316, 318, 320 и 320i. Буква «i»
означала использование инжектора Bosch K-Jetronic (известного также
как CIS, Continuous Injection System) вместо карбюратора Solex.
Оснащался автомобиль уже известным и испытанным к тому времени двигателем
М10. В таких вариантах машина выпускалась до сентября 1977 года,
когда BMW представила совершенно новый шестицилиндровый двигатель
для 3-й серии. Новый двигатель получил код М60. Позже в несколько
переработанном виде этот двигатель стал называться М20. Он был спроектирован
для заполнения пространства между маленьким четырехцилиндровым М10
и большими шестицилиндровыми двигателями от 2,5 литров и выше. Новый двигатель назвали «baby-six» – «маленькая
шестерка». Как и в большинстве двигателей BMW, в М60 применялся
стальной блок цилиндров и алюминиевая головка блока. Наиболее значительным
новшеством стало применение ремня для привода распредвала вместо
цепи. 2-литровая модель обладала поршнем 80 мм с ходом 66 мм, 2,3-литровая
– 80 мм/76,8 мм. Система питания 2-литрового двигателя оснащалась
все тем же карбюратором Solex, 2,3-литрового – инжектором K-Jetronic,
похожим на применявшийся в 2-литровом М10, но с 6-ю форсунками вместо
четырех. Одновременно со сменой двигателя фирма внесла ряд изменений
в шасси.
Модель 320/6 заменила обе модели: 320 и 320i.
Под капотом BMW Е21 не нашлось достаточно места рядом с 6-цилиндровым
двигателем для установки вентилятора с приводом от двигателя. Поэтому
с двигателем М60 применили электрический привод вентилятора. Изменились
места крепления деталей трансмиссии к кузову. Наряду с 4-ступенчатой,
появилась 5-ступенчатая коробка передач. Зато автоматическая коробка
на 6-цилиндровых моделях отсутствовала. В числе прочих изменений
1977 года замена вентилируемых передних тормозных дисков на сплошные
(какая жаль!) на всех 4-цилиндровых моделях.
Зато на модели 323i появились задние дисковые тормоза с плавающим
суппортом и одним цилиндром. 323-я модель также обзавелась более
мощной и жесткой передней подвеской, двухтрубной выхлопной системой,
спортивным салоном Recaro, новым приборным щитком и новым дифференциалом
с более низким коэффициентом понижения. К сожалению, где-то по дороге
во время этих модификаций BMW «потеряла» стабилизатор заднего моста
как стандартную деталь. С 1977 года он ставился только на 323i и
на 320i в качестве опции в составе «спорт-пакета». 320i со спорт-пакетом
называлась 320iS и кроме заднего стабилизатора имели спортивные
сиденья, литые диски BBS и мощный передний спойлер. В конце 1979 года были внесены новые изменения
в кузов BMW Е21. Изменения в подкапотном пространстве позволили
наконец втиснуть вентилятор с приводом от двигателе в 6-цилиндровые
модели. Зато в 4-цилиндровых пришлось сделать специальный крепеж
радиатора, чтобы оставить его на прежнем месте. Несколько изменился
салон, в особенности – панель управления отоплением и вентиляцией.
В этом году окончательно ушел в прошлое 4-цилиндровый двигатель
М10 с инжектором, выпускавшийся с 77 по 79 годы исключительно для
США. Вместо него появилась модификация двигателя М10 1,8 литра с
новым инжектором K-Jetronic Lambda и катализатором. В середине 1983
года производство кузова BMW Е21 было прекращено в связи с появлением
следующего – второго кузова «трешки», BMW Е30.