BMW Z4 2.5i родстер
"С удовольствием за рулем". Слоган
BMW очень удобен, ибо допускает множество трактовок. Удовольствие
от чего? Слово – новейшей модели BMW Z4.
Традиционно под "удовольствием за рулем"
понималось чувство абсолютного единения с автомобилем. Но в последние
годы баварцы, видимо, решили, что в этом они достигли вершины, и
сосредоточились на других ценностях – и явились миру тогда иные
BMW: "причесанная" третья серия и шокирующая и экстремально
роскошная седьмая. Акценты сместились: удовольствие за рулем, как
это ни парадоксально звучит, распространилось и на пассажиров. Одновременно
с этим механика автомобилей обросла электроникой, и современные
комплексы систем с приставкой "анти-" получили права и
возможности в чем-то подменять водителя. Безопасность за рулем –
это тоже очень важно.
Новоявленный BMW Z4 – продукт новой эпохи, открытой
два года назад неподражаемой "семеркой". Машина смотрится
бесподобно – любая из фотографий будет более красноречива, чем даже
самое поэтичное словесное описание. Одно лишь можно сказать: Z4
уникален хотя бы тем, что его название отразилось на дизайне кузова.
Смотрите внимательно: "слэш" на переднем крыле, нижняя
подштамповка на боковине и линия капота складываются в последнюю
букву английского алфавита; а треугольник, образованный все той
же наклонной чертой, порогом и дверью, воображение легко дорисовывает
в четверку.
В салоне также витает дух седьмой серии. Обращенная
к одному только водителю центральная панель ушла в небытие, и интерьер
выдержан в стиле жесткого немецкого. Несмотря на кажущуюся тесноту,
кокпит "зэтки" спокойно вмещает людей ростом выше среднего.
Но если пассажира устроит абсолютно все, то водитель найдет к чему
придраться. В частности, есть проблемы с регулировкой наклона спинки
при полностью отодвинутом назад сиденьи. А если поднять кресло повыше,
то перед глазами нарисуется широкая рамка лобового стекла. Руль
– произведение авангардного искусства, смесь примитивизма с изысканностью:
два разноразмерных круга соединены четырьмя металлизированными спицами
А вот и главные для родстера клавиши, отвечающие
за крышу над головой. Механизм поднятия верха на Z4 полностью автоматизирован
и не требует лишних действий. Ко всему прочему складная крыша оказалась
на редкость проворной, что в наших условиях – несомненный плюс,
особенно при межмагазинных поездках.
Крышу мы, естественно, сложили. Поездка по постпраздничному
Петербургу поставила две галочки в перечне удовольствий от вождения
"четверки". Во-первых, подвеска машины оказалась на удивление
терпимой ко всякого рода дорожным излишествам: родстер не пытается
изображать из себя лабораторию для выявления недостатков чрезмерно
рельефного покрытия питерских улиц. Мелочевку подвеска отрабатывает
на ура – спокойно и беззвучно, а более крупные гадости передаются
на кузов изрядно сглаженными, но ощутимыми толчками. Не обернется
ли приличная – по спортивным меркам – плавность хода отсутствием
главного из удовольствий? Это выяснится чуть позже, когда мы доберемся
до гоночного трека. А пока что остается наслаждаться тем, что проходит
под пунктом "во-вторых" – вниманием, которое обрушивается
на человека в Z4. Вместе с лучами солнца и воздушными массами в
кокпит машины попадают и любопытные взоры – восхищения, зависти
и непонимания.
Едем, упиваясь производимым на публику впечатлением.
Автомобиль в городе чувствует себя в своей тарелке: компактные размеры
вкупе с энергетическим зарядом под капотом позволяют напрочь забыть
о зеркалах заднего вида. Втопил железку – и "нас не догонят"!
По городскому потоку движемся в стиле упражнения "змейка".
Маневрировать проще простого: капот как на ладони, сзади – короткий
хвост. Втискиваться между машинами удается по почти тактильным ощущениям.
Для жителей мегаполиса "автомат", конечно же, подарок,
однако при проведении особо агрессивных акций его "скорострельности"
не хватает. Переключаемся в секвентальный, то бишь ручной режим,
благо, таковой имеется. Другое дело!
Над постановкой голоса машины явно трудились
мастера. На холостых Z4 довольно мурлычет, но вскоре в его голосе
появятся угрожающие интонации. А что начнется, если не скупиться
на обороты! Рев голодного хищника огласит округу, лишив покоя все
живое на расстоянии в сотни метров.
За нами опускается шлагбаум гоночного кольца,
и дело принимает по-настоящему серьезный оборот. Где оно, то самое
удовольствие? Ответ остался в горячих черных полосах на асфальте
трассы. BMW по-прежнему быстр и азартен. Но только теперь он вынужден
открывать свои секреты. С каждым кругом тайное становится все более
явным. Об автоматическом режиме коробки можно сразу забыть: в нем
машина попросту "не едет". Но и "ручной" Steptronic
небезупречен. Проблемой становится не быстрота переключений – она-то
в самый раз, а самостоятельный переход на следующую передачу по
достижении максимальных оборотов. Довольно часто это происходит
в поворотах, что чревато даже не нарушением баланса машины, а неуверенным
выходом на прямую – на второй-третьей двигателю не хватает тяги
"снизу". Приходится несколько раз "опускать"
коробку на ступень ниже.
На извилистых участках трассы Z4 показал себя
настоящим оборотнем. Шасси машины настроено по-переднеприводному:
сброс газа вызывает ввинчивание в поворот вплоть до развития заноса,
добавление распрямляет траекторию. Настоящая недостаточная поворачиваемость!
Добиться заноса даже с отключенной системой DSC едва ли возможно.
Несомненно, такой характер автомобиля повышает уровень активной
безопасности и вселяет уверенность в своих силах даже не очень опытному
водителю. А вот опытному придется корректировать свою технику. Во
всяком случае упрямое применение чисто "заднеприводных"
навыков время прохождения круга не уменьшат.
Электроусилитель рулевого управления здесь тоже
хитрый. "Комфортный" режим его работы, который не вызывал
сложностей в городе, на трассе показался недоразумением. Реакции
машины молниеносны, а уровень обратной связи неадекватен: пустой
руль заставляет ехать чуть ли не на ощупь. Ответ на критику предусмотрели
сами же создатели машины: кнопка Sport добавляет возвращающему усилию
конкретики, попутно изменяя и отзывчивость привода акселератора.
Но кнопка эта не волшебная, и все вопросы разом не снимает. В определенные
моменты (например при подруливаниях) "чувство" машины
хоть и ненадолго, но нарушается.
Только открытый автомобиль предоставит редкую
возможность потрогать скорость рукой, ощутить движение всем телом.
Поездка на родстере – это прежде всего прогулка, а не гонка. На
Z4 можно гулять с любой скоростью и в любом настроении – все равно
к концу этой прогулки скорость обязательно возрастет, а настроение
поднимется. Это и есть удовольствие. BMW опять оказалась права.