Зима — время гололеда, причем не только на дорогах, но и в дверных
замках. Хорошо тому, чья машина оснащена сигнализацией: нажал кнопку на
брелоке — замок открылся. А что делать, если дверь отпирается только ключом?
Вернее, не отпирается, потому что замок замерз?
Первый способ — попытаться все-таки провернуть ключ, рискуя обломать его
в замке. Второй способ часто показывают в рекламе электрических чайников.
Но это тоже сомнительный вариант — дверь открыть кипяток поможет, но потом
заморозит замок окончательно.
Есть третий способ, самый цивилизованный. Нужно впрыснуть в скважину замерзшего
замка специальную жидкость или аэрозоль, которые растопят лед. Но насколько
эффективны такие размораживатели?
Ответить на этот вопрос мы решили при помощи специалистов лаборатории,
аккредитованной в области испытаний продукции бытовой химии. В магазинах
Москвы и области мы приобрели 20 разных размораживателей. Девять образцов
представляют собой аэрозольные баллончики — это российские Лукойл, Вэлв
и Элтранс, бельгийский Hi-Gear, британские WD-40 и Holts, американский
Qualсo, а также польские Nowosc и Wesco. Оcтальные одиннадцать размораживателей
— флаконы с жидкостью: это российские Астрохим, Автолидер, Минутка, НСТ,
Speсtrol, Сим-Сим, Expert и АнтиМороз, финская Lukkosula, а также немецкие
Luqui Moly и Pingo.
Все флакончики жидких размораживателей замков снабжены специальными тонкими
носиками, которые позволяют без проблем влить их содержимое в скважину
замка. А вот с аэрозольными баллончиками все оказалось не так просто.
Российские Лукойл, Вэлв и Элтранс, оба польских размораживателя, британский
Holts и американский Qualco имеют конические насадки, которые направляют
факел распыла к внутренностям замка. А к остальным баллончикам прилагаются
трубки, которые необходимо надевать на распылитель. Главное — эту трубку
не потерять, иначе разморозить замок широким факелом препарата будет непросто.
Как смоделировать рабочие условия для размораживателей? Поочередно обрабатывать
всеми составами один и тот же замок? Некорректно — сколько замок ни промывай,
следы предыдущего состава все равно останутся. Взять 20 дверных замков?
Можно. Но где гарантия, что у всех механизмы будут полностью идентичными?
Мы решили проверять эффективность размораживателей на специально разработанной
модели. Представьте себе металлическую пластину со сквозным отверстием
и металлический цилиндр массой 200 граммов. Обе детали равномерно увлажняются
водой, цилиндр прижимается снизу к пластине. А затем эта пара помещается
в криокамеру с температурой –15 градусов. Через несколько минут железяки
прихватывает так, что не разорвать. После этого в отверстие в пластине
заливается 2 миллилитра размораживателя. Он проникает в зазор, растапливает
лед — и цилиндр под действием силы тяготения отсоединяется от пластины
и падает вниз.
Критерий эффективности при таком испытании — время, за которое двум миллилитрам
состава удалось «отморозить» цилиндр. Опытным путем испытатели установили
и границу приемлемой эффективности для теста на подобной модели — 60 минут.
Все размораживатели проходили тест несколько раз — чтобы уменьшить фактор
случайности. Само собой, после каждого испытания детали промывались, обезжиривались
и примораживались заново. А результаты попыток усреднялись.
Самыми эффективными оказались размораживатели Hi-Gear, Holts, Nowosc,
Wesco, Вэлв, Элтранс и Автолидер — чтобы справиться со льдом, им понадобилось
менее четверти часа. Размораживатели WD-40, Qualco, Expert, Lukkosula,
Spectrol и Сим-Сим работали чуть дольше — от 25 до 40 минут.
Остальные образцы были признаны малоэффективными — время размораживания
составило более 40 минут. Это Лукойл, Астрохим, Минутка, Анти-Мороз, Liqui
Moly и Pingo. А размораживатель НСТ ни в одной из попыток не смог растопить
лед между деталями даже за час.
Итак, 13 составов из 20 оказались достаточно работоспособными. И мы вполне
могли бы рекомендовать их к применению, но...
Но у нас возник еще один вопрос. А не вызовут ли коррозию химикаты, которые
оседают на поверхностях замка?
И мы решили провести еще одно испытание — проверку агрессивности составов
по отношению к материалам замков. Каждым из препаратов обработали две
металлические пластины — одну из кузовной стали, а вторую из цинкового
сплава вроде того, что используется для личинок-цилиндров замков. Погруженные
в составы пластины выдержали в течение 10 дней в камере с температурой
+40 градусов. А потом извлекли.
Оказалось, что размораживатели Элтранс, Сим-Сим, Анти-Мороз, Holts, Nowosc,
Wesco и Pingo вызывают коррозию пластин из цинкового сплава. Составы Минутка,
Speсtrol и Liqui Moly вызвали поражение обеих пластин — и стальной, и
цинковой. Так что эти 10 размораживателей рекомендовать к применению мы
не станем.
Объяснить такой разброс в результатах коррозионного теста нам помогла
инфракрасная спектроскопия, которая позволяет качественно оценить состав
размораживателей. Оказывается, некоторые препараты содержат воду — очевидно,
для снижения себестоимости. Кстати, добавка Н2О в размораживателе снижает
его эффективность — ни один из водосодержащих составов не смог нормально
растопить лед.
Но те, кто разбавляет размораживатели водой, — просто ангелы по сравнению
с «химиками» из московской фирмы АлАн 2000. Их размораживатель Автолидер
сделан из метанола! Конечно, метанол дешев и «сердит» ко льду, но это
сильнейший яд, запрещенный Санэпиднадзором к использованию в средствах
бытовой химии!
s
В результате победителями этого сравнительного теста мы признали шесть
размораживателей дверных замков — Hi-Gear, Вэлв, WD-40, Qualco, Expert
и Lukkosula. Все они приготовлены на основе «легальных» высших спиртов
— изопропанола, этиленгликоля и уайт-спирита. Причем, как выяснилось при
проведении спектроскопии, четыре последних размораживателя содержат еще
и различные масла, которые хотя и несколько увеличивают время разрушения
льда спиртами, но явно пойдут на пользу механизму дверного замка.
Результаты испытаний размораживателей
дверных замков |
Название
|
Тип
|
Размораживающая способность
|
Основные компоненты размораживателя
|
Скорость коррозии (сталь/цинковый сплав), г/м2•сутки
|
Hi-Gear |
Аэрозоль |
Высокая |
Изопропанол |
0/0 |
Лукойл |
Аэрозоль |
Низкая |
Изопропанол, силиконовое масло |
0/0 |
WD-40 |
Аэрозоль |
Средняя |
Уайт-спирит, минеральное масло |
0/0 |
Qualсo |
Аэрозоль |
Средняя |
Изопропанол, синтетическое масло |
0/0 |
Вэлв |
Аэрозоль |
Высокая |
Изопропанол, этиленгликоль |
0/0 |
Элтранс |
Аэрозоль |
Высокая |
Изопропанол, пропилен, этиленгликоль |
0/0,06 |
Holts |
Аэрозоль |
Высокая |
Изопропанол, ацетон, триэтаноламин |
0/0,16 |
Nowosc |
Аэрозоль |
Высокая |
Изопропанол, этанол, минеральное масло |
0/0,16 |
Wesco |
Аэрозоль |
Высокая |
Изопропанол, этиленгликоль, дибутилфталат |
0/0,12 |
Астрохим |
Жидкость |
Низкая |
Изопропанол, полидиметилсилоксан |
0/0 |
Автолидер |
Жидкость |
Высокая |
Метанол |
0/0 |
Минутка |
Жидкость |
Низкая |
Изопропанол, диэтиленгликоль, вода |
0,54/0,3 |
НСТ |
Жидкость |
Отсутствует |
Бутанол, силиконовое масло |
0/0 |
Spectrol |
Жидкость |
Средняя |
Этанол, изопропанол, этиленгликоль, вода |
0,01/0,34 |
Сим-Сим |
Жидкость |
Средняя |
Изопропанол, диэтиленгликоль |
0/0,2 |
Expert |
Жидкость |
Средняя |
Изопропанол, глицерин |
0/0 |
Анти-Мороз |
Жидкость |
Низкая |
Изопропанол, глицерин, вода |
0/0,03 |
Liqui Moly |
Жидкость |
Низкая |
Этанол, этиленгликоль, вода |
2,52/1,88 |
Pingo |
Жидкость |
Низкая |
Изопропанол, этиленгликоль, минеральное масло |
0/0,39 |
Lukkosula |
Жидкость |
Средняя |
Изопропанол, касторовое масло |
0/0 |
|
|
|
Тестовая модель — тяжелый цилиндр, примороженный снизу
к пластине с отверстием (указано стрелкой). Испытуемый размораживатель
заливается в отверстие |
|
Для проверки коррозионной активности размораживателей
в них надолго окунали металлические пластины |
|
Результат — одни составы вызывают коррозию (справа),
а другие нейтральны к металлу (слева) |
|
Спектрограф помог определить качественный состав размораживателей
и выявить «метанольный» и «водяные» препараты |
|