Выучиться и попытаться честно сдать на права
Я давно хотела водить автомобиль,
но никак не могла найти время на обучение. Предложение мужа "купить" водительское удостоверение я сочла несерьезным: зачем сначала давать
взятку, а потом платить за обучение и при этом еще и трястись, что
удостоверение поддельное. И когда у меня появилось время, я поставила
перед собой задачу.
Автошколу я выбрала не сразу: несмотря на обилие
предложений, не везде были сформированы готовые к обучению группы,
и мне предлагали "записаться на будущее". Моя школа находилась
в здании техникума, наполовину отданном арендаторам. В классе, не
видевшем ремонта лет двадцать, стоял "двигатель ВАЗ-2103 в
разрезе", задний мост от "Волги" и выцветшие "образцы
эксплуатационных жидкостей". Вполне по-советски, но и цена
не сильно кусалась: 2700 рублей за два месяца занятий (три раза
в неделю) и 12 часов вождения (стоимость бензина и масла в сумму
входила).
Весь комплекс дополнительных услуг мне предложили
на месте. Фотографии с углом -- 50 рублей, комплект билетов с комментариями
и книжечка ПДД -- 100 рублей, медкомиссия -- 250 рублей. Два человека
в белых халатах, не требуя справок из нарко- и психдиспансера, быстренько
проверили зрение и слух, поводили перед носом авторучкой, спросили
про травмы головы и выдали заключение "годен".
Теоретическая часть обучения состояла из разбора
ПДД в классе и изучения соответствующих билетов дома. Один раз нас
вывели во двор и показали на машине, куда заливается бензин, масло
и жидкость для ветрового стекла. Так мы прошли устройство автомобиля.
Через две недели начались практические занятия.
Мне достался инструктор Сергей на "учебном" автомобиле
-- затонированной "шестерке" со шторкой на заднем стекле.
Сергей сходу спросил, умею ли я водить машину. Я сказала "нет",
что Сергея нисколько не смутило, и он предложил поехать в город.
Трогание с места, как ни странно, отрабатывают именно на улицах.
Площадка в автошколе -- закуток на заднем дворе с железной эстакадой
-- более трех машин не вмещала. Во время первой же поездки инструктор
рассказал мне про внутренний экзамен в автошколе и что на него отводится
три попытки, между которыми надо брать дополнительные занятия. "А
если не сдать с третьей попытки?" -- спросила я. "Сдашь,
-- успокоил инструктор. -- Есть два варианта: либо учиться, учиться
и учиться, либо платить, платить и платить". Так оно и оказалось.
Платить сверх объявленных с самого начала 2700
рублей мне пришлось еще до наступления внутреннего экзамена. Я взяла
дополнительные занятия по вождению, потому что отработать все элементы
маневрирования на площадке мы просто не успевали -- тем более что
во время моего обучения изменились правила сдачи практического экзамена.
Внутренний теоретический экзамен я сдала с первой
попытки, практический -- со второй. Я никому ничего не платила,
хотя мои знакомые носили директору школы бутылки с коньяком.
Теоретический экзамен в ГИБДД я сдала сразу,
с первой попытки, а с "практикой" дело оказалось сложнее.
Многие, насколько я знаю, не стали себя мучить и сразу дали взятку
за успешную сдачу. Я же решила довести дело до конца.
Свой первый практический экзамен я провалила.
Слишком быстро, по мнению гаишника, въехала на эстакаду. Гаишник
испугался и нажал на тормоз. "Эстакаду" он засчитал как
сданную, но решил, что я потратила на это дополнительную попытку
-- единственную на все три элемента площадки. И когда мне не удалось
с первого раза припарковаться "задним ходом параллельно проезжей
части" (новый и самый сложный для новичка элемент), экзамен
был завершен. Второй раз я забыла паспорт, и хотя у милиционера
на руках были все документы с моими фотографиями, он попросил освободить
машину. В третий раз я задела вешку на "змейке" и, не
вписавшись на парковку с первого раза, опять ушла ни с чем.
Я была в отчаянии и подошла к своему инструктору
с простым вопросом: "А как же все-таки получить права?"
"Теория у тебя сдана, значит, платить надо только за "практику".
Это стоит $200. Но сегодня с деньгами соваться поздно. Меня в следующий
раз не будет, а будет другой инструктор, Андрей. Позвони ему и скажи,
что хочешь взять дополнительное занятие. Тогда обо всем и договоришься.
Только деньги не забудь".
Но в последний момент я передумала давать взятку.
То есть пришла на дополнительное занятие только для того, чтобы
освоиться в новой для себя машине, на которой предстояло ехать в
ГИБДД.
На следующее утро я сдала экзамен. Без взятки.
"Змейка" и "эстакада" прошли без проблем, а
парковку задним ходом я освоила с двух попыток. Поездка по городу,
вторая часть практического экзамена, вообще оказалась пустяком.
Я сделала это! И простила гаишникам все мучения.
Через четыре дня я получила права и подсчитала,
во что они мне обошлись. $93 -- курсы, $33 -- семь дополнительных
занятий, $35 -- на такси (шесть поездок в МРЭО, расположенное у
черта на рогах), $6 -- за удостоверение, $2 -- за четыре экзамена
ГИБДД. Итого $169. Плюс три с половиной месяца, потраченные на обучение
и сдачу экзаменов. Зато ездить умею. Документ есть.