|
|
Funkspiel — радиоигра. Код-граббер и защита от него. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шумная парковка возле офисного здания. Вы захлопываете дверцу, привычным движением нажимаете кнопку на брелоке… Осечка. Подходите на шаг ближе, жмете кнопку второй раз — замки послушно закрываются, и вы спокойно идете на работу. Не догадываясь, что секундой ранее стали жертвой тонкой радиоигры, ставка в которой — ваш автомобиль. На заре развития автомобильных сигнализаций словом «код-граббер» пугали всех — и владельцев машин, и разработчиков охранных систем. И ведь было чего бояться! Компактный электронный прибор, настроенный на рабочую частоту брелока-передатчика, «подслушивал» кодовую посылку, записывал ее в свою память, а потом посылал в эфир, отключая противоугонную систему. Сокрушающий удар по код-грабберам нанесли сигнализации с динамическим кодом управления, причем самым удобным в использовании, самым стойким и самым подходящим для автомобильного использования оказался алгоритм шифрования, разработанный в середине восьмидесятых годов южноафриканской фирмой Nanoteq. Технология получила название Keeloq — по созвучию с английским key («ключ») и lock («замок») или… killer и logic. Заметим, что второе сочетание слов куда более точно отражает суть разработки — южноафриканский код и есть самый настоящий «убийца логики». Последовательность его посылки генерируется на основе 28-битного серийного номера (постоянная часть кода), 64-битного ключа (изменяющаяся часть) и 16-битного счетчика синхронизации, образуя миллиарды никогда не повторяющихся цифровых комбинаций! По уровню криптостойкости код Keeloq можно сравнить разве что с одноразовым шифрблокнотом: каждая радиопосылка брелока используется только один раз, так что записывать и воспроизводить ее заново бесполезно — код становится устаревшим уже в момент передачи. Алгоритм генерирования таких сигналов известен только приемнику и передатчику, а за расшифровку и анализ перехваченных данных может взяться разве что сумасшедший. Но если, к примеру, знания в области криптографии дополнить методами «социальной инженерии», то… Нет, «сломать» Keeloq все равно не удастся, но вот обмануть — вполне! Так называемые замещающие код-грабберы, с помощью которых угонщики отключают автосигнализации с динамической защитой радиоканала, не взламывают алгоритмы кодирования, а обманывают систему «автомобиль-владелец», вовлекая жертву в «радиоигру». Они провоцируют владельца на посылку двух последовательных кодовых комбинаций и, не дав приемнику на них среагировать, меняют коды местами! Как вы уже поняли, криминальный Funkspiel начинается в тот момент, когда водитель нажимает кнопку брелока, намереваясь поставить машину на охрану. Распознав передачу сигнала в нужном формате, граббер «портит» ключевую посылку «лишними» битами, а правильную комбинацию копирует в свой буфер. Включения режима охраны не происходит — противоугонная система игнорирует код-мутант. Увидев, что сигнализация «сглючила», водитель, естественно, нажимает на кнопку брелока еще раз. Граббер снова «пакостит» сигнал, опять ворует код, после чего посылает в эфир первую украденную посылку, разумеется, без искажающей маски. Автомобиль встает на охрану, водитель спокойно отправляется по своим делам, а в памяти «радиоперехватчика» остается вторая кодовая комбинация, которая является стопроцентно пригодной: выдал посылку в эфир и — машина открыта! Гениально… Кто придумал этот алгоритм, нам не известно. Но о существовании «временных трудовых коллективов», занимающихся мелкосерийным производством подобных устройств, знаем доподлинно. Взгляните на фотографии. С виду — обычный брелок от автомобильной сигнализации с двусторонней связью. На самом же деле внутри пластикового корпуса размещена «шпионская» аппаратура: три электронные платы, процессорный блок, светодиодные индикаторы и аккумулятор. Металлический карабинчик с цепочкой выполняет функции дополнительной приемной антенны. Миниатюрный код-граббер легко прячется в ладони и уверенно работает на расстоянии до 20 м от автомобиля-жертвы — проверено! После включения прибора в правом верхнем углу дисплея появляется «криптоновое» свечение (судя по всему, это индикатор работоспособности батареи), сигнальный светодиод начинает поочередно моргать красным и зеленым светом. Нажимаем кнопку «II» — и граббер начинает «слушать» эфир. Если в зоне радиовидимости кто-то попытается поставить на охрану автомобиль, приборчик моментально «сцапает» сигнал, переизлучая его в «битом» варианте. При повторной попытке включить сигнализацию произойдет еще один «радиозахват» и одновременная подмена второго кода первым. Дело сделано! Приемный тракт граббера реагирует только на сигналы в формате Keeloq, и все последующие «шулерские» манипуляции производит в автоматическом режиме. Так что единственное, что требуется от «оператора», это неторопливо пройти мимо паркующего машину «лоха» и убедиться, что после сеанса «радиоигры» на дисплее граббера постоянно горит зеленый сигнал — он подтверждает замену одного кода на другой. Развлекаясь с таким приборчиком, мы имитировали самые разные ситуации и можем сказать, что вероятность корректного перехвата кодовых посылок и их правильного «подтасовывания» составляет более 90%. Выводы делайте сами. Что может испортить угонщикам праздник? Во-первых, нестандартный алгоритм кодирования — некоторые производители охранных систем уже отказываются от технологии Keeloq (права на нее принадлежат американской компании Microchip, она же производит программное обеспечение и процессоры) в пользу оригинальных разработок. Во-вторых, сигнализации с двухканальным управлением. Если постановка и снятие с охраны производятся разными кнопками брелока, то «радиошпионам» придется использовать более сложную аппаратуру. И, наконец, третьим фактором риска для высокотехнологичного криминалитета является нестандартное поведение водителя. Паркуясь в потенциально опасном месте (например, утром перед офисом — именно в таких местах часто совершаются «интеллектуальные» угоны), следите за тем, как сигнализация реагирует на команды брелока. Характерные признаки работы граббера таковы: пропуск первой посылки и запоздалая (с незначительной задержкой) реакция на вторую. Похоже? Тогда демонстративно осмотритесь (если дело не в севшей батарейке, а в «радиоатаке», то угонщики наверняка вас видят — дайте им знать, что почувствовали неладное!) и после включения сигнализации пошлите машине любую команду, выполнение которой не связано с открытием дверей: «панику», «световую дорожку» и т.д. Ее код сделает недействительными все предыдущие (и, возможно, записанные угонщиками) посылки. И для пущей уверенности почаще поглядывайте в окно. Береженого Бог бережет. Источник журнал "Авторевю" (www.autoreview.ru) Автор Константин СОРОКИН Фото автора и Степана Шумахера Дополнительная информация:1. Как угнать автомобиль |