Сборка BMW 5 серии E39
на калининградском заводе Автотор
У концерна BMW — несколько сборочных предприятий
по всему миру. Но лишь на калининградском заводе Автотор освоена
«зарубежная» сборка новой «пятерки». Мы побывали на Автоторе в конце
марта, когда по конвейеру пошли первые «товарные» BMW пятой серии.
И узнали, что помимо «пятерки» здесь в ближайшее время будут собирать
новую «семерку», внедорожники Hummer, Chevrolet и даже автомобили
Opel.
Сколько нужно времени, чтобы освоить сборку новой
машины? Полгода? Год? Автоторовцы уложились в четыре месяца: решение
об организации сборки новой «пятерки» BMW (кузов E60) было принято
в ноябре прошлого года.
Несмотря на то, что новая «пятерка» гораздо сложнее
предшественницы, технология сборки принципиально не изменилась.
Машинокомплекты приходят морем из Германии в Калининград в 20-футовых
контейнерах. В каждой партии — 12 комплектов «пятерок» или 24 комплекта
«трешек» («трешки» и «пятерки» идут по конвейеру вперемежку, лотами).
Каждый машинокомплект — это более 1500 деталей, от болтов и гаек
до кузова. Точно такие же комплекты отправляются на сборочные заводы
в Египте, в Таиланде, в Малайзии, Индонезии, на Филиппинах и во
Вьетнаме.
Все комплектующие проходят входной визуальный
контроль и пересчет (не учитывают лишь мелкие детали стоимостью
менее одного евро — крепеж, электрические разъемы и т.д.). Работоспособность
агрегатов не проверяется: двигатели, коробки передач, главные передачи
и сложные электронные устройства подвергаются выходному контролю
на предприятиях-поставщиках — ведь точно такие же детали поставляются
на конвейер в Германии.
На окрашенный кузов наносится российский VIN,
причем, по требованию российской стороны, идентификационный номер
ставят не только на правой чашке стойки передней подвески, но и
на задней полке салона, за сиденьями. Двери снимаются с кузовов
и собираются отдельно — так удобнее.
Шестицилиндровые двигатели приходят в сборе,
заправленные эксплуатационными жидкостями. А в Калининграде стыкуют
мотор с коробкой передач и монтируют навесное оборудование. Детали
подвесок (рычаги, пружины, амортизаторы и ступицы) приходят «россыпью»
— подвески собираются на отдельных постах. Все «подсобранные» узлы
и механизмы поступают на «главный конвейер» — для окончательной
сборки. При этом в памяти компьютеров фиксируются последовательность
и моменты затяжки всех ответственных соединений.
Так было и прежде, но обилие электроники в новой
«пятерке» предопределило иной подход к антистатической защите электронных
блоков при транспортировке, распаковке и монтаже. Более сложная
электропроводка, включая оптоволоконные кабели, многочисленные электромеханические
устройства (такие, как активное рулевое управление или система проецирования
данных на лобовое стекло) обусловили введение дополнительных постов
контроля, на которых установлено новое диагностическое оборудование
Cascade.
Пост сборки сидений вынесли на отдельный участок.
Сиденья бывают трех типов: полностью «электрифицированные» (включая
регулировку положения верхней части спинки относительно нижней),
с механическими регулировками, а еще — спортивные. На Автотор поступают
металлический каркас, мягкая набивка, кожаная обивка, преднатяжители
ремней, электрика, крепеж… Все это собирается здесь, причем вручную,
а компьютер следит не только за моментом затяжки крепежа, но и требует
проводить диагностику электрических систем сиденья.
На финише сборки машины проводится «прошивка»
всех электронных систем. Закачка данных занимает два часа — и это
при современной скорости передачи информации! А после выходного
контроля автомобиль переводится в так называемый транспортировочный
энергосберегающий режим: с помощью компьютера отключаются аудиосистема,
кондиционер, стеклоочистители, фары, омыватель и другое оборудование
— машина реанимируется лишь в дилерском центре.
Электроника контролирует все! К примеру, перед
тем, как первый раз запустить двигатель, нужно провести полную диагностику
силового агрегата. Если прежде проверка герметичности тормозной
системы выполнялась на механическом оборудовании, то теперь на линии
контроля появилось современное гидравлическое оснащение фирмы Durr
— опять же, с электронным контролем процесса. Ходовые испытания
прежней «пятерки» на заводском треке сводились к оценкам на уровне
«гремит — не гремит». А теперь рядом с водителем сидит оператор
с портативным компьютером, подключенным к бортовому диагностическому
разъему. Контролируются десятки параметров, связанных с работой
автоматической коробки и активного рулевого управления, светотехники,
климатической установки и так далее.
Данные по каждой собранной машине поступают в
единый информационный банк BMW, а распечатки с «историей сборки»
каждого автомобиля должны храниться на заводе в течение 20 лет.
Зачем? К примеру, в случае аварии можно узнать — из какой партии
были установлены пиротехнические натяжители ремней безопасности
и надувные подушки, кто и когда монтировал это оснащение, с каким
моментом затянут такой-то болт и кто проводил диагностику блока
управления.
Контроль качества ведется по «обратной» немецкой
схеме: чем лучше собрана машина, тем меньше штрафных баллов и тем
ниже оценка. Когда четыре года назад запускали предыдущую «пятерку»,
аудиторы начислили Автотору 7 штрафных баллов, а затем оценку постепенно
снизили до 1,5 баллов — это самый высокий показатель на предприятиях
BMW. А теперь, при запуске новой «пятерки», завод заработал двойку,
а точнее — 2,3 балла при норме не выше 6,2 балла. С таким «начальным»
качеством на дочерних заводах BMW не запускался еще ни один автомобиль.
Поэтому руководство концерна приняло решение, что все новые зарубежные
сборочные проекты будут обкатываться на Автоторе. Ближайший кандидат
на конвейер — новая «семерка» BMW. В Калининград уже прислали «пробный»
автомобиль, а баварские специалисты начали обучать персонал.
Автотор — самое молодое автосборочное предприятие:
средний возраст сотрудников — 32 года, причем 60% из них имеют высшее
образование. Кстати, несмотря на неспешный ритм работы, производительность
труда (число собранных машин по отношению к численности рабочих)
практически такое же, как на головных заводах BMW. Ведь если на
конвейерах в Германии сборщик выполняет одну, две или три операции,
то каждый рабочий Автотора делает до 60 операций! За кропотливую
и, если верить немецким аудиторам, квалифицированную работу они
получают весьма умеренное вознаграждение: в прошлом году средняя
зарплата рабочего составила 9700 рублей. Правда, в этом году ее
хотят поднять до 10500 рублей.
Везде — порядок (дважды в день — влажная уборка),
а еще — строгий контроль за температурным режимом (это продиктовано
не только заботой о людях, но и требованиями технологии: например,
клей при монтаже окон правильно затвердевает только при определенной
температуре). Но самое главное, что здесь работают спокойно и размеренно:
есть время отойти на пару шагов и посмотреть — ровно ли закреплен
молдинг, нет ли потертостей на кузове... Удивило лишь то, что тяжеленные
двери «в сборе» устанавливаются на машины вручную — например, на
СП GM-АвтоВАЗ для этого предусмотрен манипулятор. Автоторовцам тоже
обещают манипулятор. А пока ребята накачивают мускулы — говорят,
не уронили еще ни одной двери.
Все собранные в этом году машины будут продаваться
только в России. На существующем оборудовании при минимальных вложениях
можно выпускать десять и даже пятнадцать тысяч машин в год, но потребность
нашего рынка ниже: до конца года предполагается сделать около 1600
машин. «Трешек» и «семерок» — еще меньше. Поэтому для Автотора это
производство не столь рентабельно, каким оно могло бы быть, если
бы собранные здесь автомобили можно было отправлять на экспорт,
по крайней мере, в страны бывшего СССР. Ведь огромные помещения
нужно отапливать, освещать, убирать… Поэтому и появился план перевести
сборку автомобилей BMW на более компактную производственную площадку,
а на освободившихся площадях освоить выпуск автомобилей Kia, спрос
на которые растет.
Но в ближайшее время все останется на своих местах.
В Калининграде будут выпускать только две модификации «пятерок»
— BMW 525i и BMW 530i, хотя и в различных комплектациях. Российская
сборка позволяет снизить розничные цены примерно на 12% по сравнению
с немецкими автомобилями. А менее популярные машины — 520i и 545i,
— а также BMW 530d с дизельным мотором будут привозить из Германии.
Речь по-прежнему идет только о седанах: универсалы Touring поставлять
к нам не планируют — слишком они дороги.
Немалая доля собранных Автотором BMW по-прежнему
будет поставляться во властные структуры. А вот встретить BMW российской
сборки в самом Калининграде практически нереально. Дело в том, что
при ввозе автомобилей из-за границы для личного пользования жители
области освобождаются от уплаты таможенных пошлин. Поэтому собранные
на Автоторе BMW оказываются для жителей бывшей Восточной Пруссии
все равно дороже, чем такие же машины, ввезенные из Германии.
Дальнейшие планы Автотора таковы. Во-первых,
уже подготовлен новый цех для выпуска внедорожников Hummer H2, Chevrolet
TrailBlazer и Tahoe (первые 12 машинокомплектов Хаммера уже в пути).
Американские машины планируется собирать по технологии SKD 0 — в
Калининград будут поступать кузова «в сборе», на которые будут монтировать
силовые агрегаты, трансмиссию и шасси (по аналогии с автомобилями
Kia). Более глубокая «русификация» процесса не предусматривается:
при суммарном выпуске не более 1000 машин в год это нерентабельно.
Во-вторых, подготовлены производственные мощности
для сборки автомобилей еще одной марки. Автоторовцы и их партнеры
держат язык за зубами, но нам известно, что речь идет об автомобилях
Opel. Скорее всего, это будут Vectra и новая Astra. Сборка пойдет
по аналогии с автомобилями BMW: все оснащение будет монтироваться
на окрашенные кузова. А как же старая Astra, производство которой
под маркой Chevrolet Viva планируется развернуть на СП GM-АвтоВАЗ?
Видимо, руководство General Motors считает, что новая Астра и старая
станут играть в разных ценовых нишах, а потому острой конкуренции
между ними не будет.
Кстати…
Новая «пятерка» появилась на российском рынке в июле 2003 года
— за девять месяцев продано свыше 700 машин. На заводе Автотор с
марта 2004 года выпускаются BMW пятой серии (Е60) в следующих исполнениях:
BMW 525i Business с механической (44900 евро) и автоматической коробкой
(46900 евро), BMW 525i Luxury («автомат», 53900 евро), BMW 530i
Dynamic («автомат», 61900 евро) и BMW 530i Luxury («автомат», 64900
евро). Кроме того, на Автоторе собираются BMW 318i и BMW 320i: розничная
цена в зависимости от комплектации — от 27900 до 38900 евро.
Кстати…
В 2003 году на производственных мощностях ЗАО
Автотор сделано 9242 автомобиля (7814 Kia и 1428 BMW). Это Kia Rio
(4340 машин), Sportage (1838), Magentis (576), минивэны Carnival
(233), микроавтобусы Pregio (14), легкие грузовики Kia K2700/3000/3600
(813 машин), а также BMW третьей серии (588) и пятой серии (840).
А в ноябре прошлого года с конвейера сошел 25-тысячный легковой
автомобиль.
В первом квартале 2004 года на Автоторе сделали
2647 автомобилей — это 2442 машины Kia и 255 BMW. Причем только
в марте было собрано 117 новых BMW пятой серии (кузов Е60).
В марте был сварен тысячный кузов внедорожника
Kia Sportage — в прошлом году Автотор освоил полноценное производство
со сваркой и окраской кузовов и остается единственным производителем
этой машины (сборка модели Sportage в Корее прекращена).
В этом году на Автоторе должны собрать около
1600 новых «пятерок». А всего с момента основания завода пять лет
назад здесь было сделано свыше 4500 BMW третьей и пятой серий.