неофициальный сайт BMW в России
логотип bmw
  ФОРУМ  


МОДЕЛЬНЫЙ РЯД
Классификация
Модели BMW
В стиле ретро
Статьи
Тест-драйв BMW
Фотографии BMW
ДВИГАТЕЛИ
Описания
Модификации
Обозначения
КРАШ-ТЕСТЫ
Системы безопасности
Правила проведения
Проведение тестов
ТЮНИНГ
Тюнинг двигателя
Аэрография
Внешний тюнинг
Автозвук BMW
МОТОЦИКЛЫ
Описание моделей
Галерея
РАЗНОЕ
Устройство авто
Уроки вождения
Полезная информация
Продажа автомобилей
Покупаем автомобиль
CD "Ремонт BMW "
Видеофильмы BMW
BMW-puzzle
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
История BMW Group
История моделей BMW
Эмблема BMW





Амортизаторы Koni FSD.




В последнее время у меня не раз возникало печальное ощущение того, что Koni сходят со сцены. Проблемы с ресурсом амортизаторов, потеря и без того редких «конвейерных» клиентов, полное забвение со стороны прессы...

Но тут, впервые за несколько десятилетий, голландская фирма представила новинку — амортизаторы Koni FSD с хитрым клапаном, который якобы устраняет извечный компромисс между плавностью хода и управляемостью. А тест для журналистов на гоночном кольце Зандвоорт голландцы вообще устроили впервые!

Трасса была великолепная. Виражи разной крутизны, подъемы и спуски... Наконец, автомобили. Желтый Lamborghini Gallardo, синий Lotus Elise первого поколения, черный Spyker — новейший суперкар возрожденной из небытия старинной голландской марки, — и даже болид Red Bull (бывший Jaguar) Формулы-1. Потрясающе! Неужели на всем этом можно будет поездить?

Конечно же, нет. Это лишь образцы тех машин, которые сходят на амортизаторах Koni «c конвейера», то бишь со стапелей. Таких очень немного. С голландцами сотрудничают Lamborghini (Murcielago и Gallardo), Morgan (Aero 8), Spyker, команда Red Bull... Раньше среди машин «первичной комплектации» были еще среднемоторные Lotus Elise и Renault Clio V6. Но после рестайлинга, который в случае с Clio V6 был сопряжен еще и с серьезным реинжинирингом плохо рассчитанной подвески, и Lotus, и Renault стали ставить не Koni, а Bilstein. Как объясняли мне и англичане, и французы — «из маркетинговых соображений».

Слышать это было печально, поскольку к фирме Koni я питал особую симпатию. Началось все в 1996 году, когда мы провели тест пяти комплектов амортизаторов для вазовской Самары, и красные Koni Special одержали убедительную победу. Причем нас тогда просто поразило перевоплощение «восьмерки» — Koni резко улучшили и плавность хода, и управляемость, превратив ВАЗ-2108 почти что в европейский «породистый» автомобиль!

Уже потом я побывал и на заводе Koni в Оуд-Бейерланде, и на фирмах Monroe и Bilstein. Познакомился с фантастическим дядькой Йаном Зайдайком, который работал на фирме Koni еще с 50-х годов, а потом создал свою марку JRZ...

История фирмы Koni

С самого начала (а началом следует считать не 1932 год, когда фирма братьев де Конинк стала делать фрикционные амортизаторы, а 1945 год, когда Koni перешли на выпуск телескопических гидравлических амортизаторов) у голландцев были свои секреты. Посвященные называли это «голландским демпфированием», Dutch damping. Один из секретов — маленькое перепускное отверстие в клапане амортизатора, через которое масло перетекает при очень медленном ходе подвески. Например, когда водитель отклоняет руль и автомобиль начинает поворачивать, медленно «налегая» на внешнее переднее колесо. Так вот, если перепускное отверстие (или дроссель, как его называют) маленькое, то амортизатор оказывает достаточное сопротивление — подвеска «опирается» на него, сопротивляясь крену и улучшая чистоту и скорость реакций. А если создатели амортизатора были озабочены только работой клапанов, которые срабатывают при быстром ходе подвески (например, на колдобинах), то сразу же начинались разговоры о неизбежном компромиссе комфорта и управляемости.

Компромисс, конечно же, неизбежен. Но те, кто был в курсе «голландского демпфирования», достигали этой «точки компромисса» на гораздо более высоком уровне! И поэтому амортизаторы Koni прославились именно отменным сочетанием управляемости и высокой плавности хода. Кроме того, все голландские амортизаторы были регулируемыми — вращая шток или хвостовик штока, можно было изменять «жесткость» хода отбоя. У конкурентов этого не было...

В 1972 году фирма Koni потеряла независимость, войдя в состав американского концерна ITT. Завод в Оуд-Бейерланде рос, репутация была высока, но и конкуренты не дремали — Bilstein успешно теснил голландцев на спортивном поприще, амортизаторы Monroe за счет зомбирующей рекламы и дешевизны отбирали массового покупателя. А Koni прямой рекламы не давали практически никогда: как престижный люксовый бренд, они были выше этого.

На исходе 90-х годов фирму покинули почти все «старики». Одни, как Зайдайк, не смогли мириться с непониманием руководства. Другие просто ушли в лучший из миров — туда, где проблема компромисса комфорта и управляемости решена на высшем уровне...

Начались нелады с качеством. Например, на моем редакционном седане Peugeot 406 желтые Koni Sport прослужили всего 15 тысяч км. Вдобавок, они оказались слишком жесткими. Причем особого улучшения управляемости относительно «родных» амортизаторов Peugeot я не ощутил.

— Видишь ли, ситуация сейчас изменилась. Штатные подвески, как правило, становятся все совершеннее, и улучшить их уже не так-то просто, как в старые добрые времена. Пользоваться трюком с «жестким» дроссельным режимом уже не получается. Это раньше можно было «зажимать» дроссели без ущерба для плавности хода, поскольку высокопрофильные шины были достаточно «мягкими». А теперь? Покрышки становятся все более низкопрофильными, подвески — все более «низкими», и жесткий дроссельный режим немедленно ухудшает комфорт. Именно поэтому в конце 90-х годов мы и задумались об идее FSD...

Разработка амортизаторов Koni FSD

С инженером Крисом де Бройном мы не виделись со времен моего визита в Оуд-Бейерланд в 1996 году. Тогда де Бройн был одним из тех, кто настраивал характеристики новых амортизаторов. Сейчас он уже начальник: менеджер отдела испытаний, под его руководством работают несколько «тестеров». Но руки у Криса по-прежнему рабочие — в ссадинах, почерневших от амортизаторного масла. Менеджеру приходится по-прежнему крутить гайки: ведь персонала-то немного. Собственно, на презентацию новых амортизаторов Koni FSD на гоночной трассе в Зандвоорте приехали все, кто занимается «легковыми» амортизаторами — от начальства до механиков.

— А-а, вы из России, я вас помню. А вы помните моего отца, ученого по фамилии де Кок? Он был автором той экспериментальной системы CVD с электронноуправляемыми амортизаторами, которую вы тогда попробовали на красном седане Audi 100. А сразу после CVD мой отец начал работать над более простым клапаном FSD. Но отец умер, и разработку FSD поручили мне с коллегами...

Де Кок-младший явно увлечен семейной идеей, которая уже воплощена в металле. И не просто воплощена: амортизаторы Koni FSD призваны стать флагманским продуктом фирмы!

Долгое время «легковые» Koni были трех серий — «красной» (Koni Special), «желтой» (Koni Sport) и «черной» (Koni Classic для автомобилей-ветеранов). Теперь будет четвертая серия — «золотая», Koni FSD. И впервые в истории фирмы для нее разработан совершенно новый «фирменный стиль» с логотипом FSD, картинкой бронзовокожей девушки и слоганом: Be One With FSD. Будь неразлучен с FSD!

— Леди и джентльмены! Схватка с законами физики, которые все это время диктовали необходимость компромисса между комфортом и управляемостью, наконец завершена. Многие пытались победить в этой борьбе с помощью сложных электронноуправляемых клапанов. Но мы на фирме Koni решили проблему более изящно и просто — дополнительным клапаном FSD, Frequency Selective Damping. Конец компромиссу!

Громкие заявления, конечно же, рассчитаны на «широкую публику», которая просто не в курсе дела — таких людей немало даже среди приглашенных в Зандвоорт пятидесяти журналистов. А что такое FSD на самом деле?

Устройство амортизаторов Koni FSD

Аббревиатура FSD в переводе означает «демпфирование, которое зависит от частоты». Клапан FSD — перепускной и способен делать амортизатор «мягче» при ходе отбоя, когда сжатая пружина распрямляется и колесо идет вниз относительно кузова. Ничего революционного в этом нет. Например, в амортизаторах «семерки» BMW есть аналогичные перепускные клапаны, но с электронным управлением. А клапаны в амортизаторах, которыми оснащают новый Mercedes А-класса, вообще очень похожи на FSD.

Но мерседесовские амортизаторы устроены так, чтобы увеличивать мягкость подвески на хорошей дороге, и реагируют на скорость перемещения штока. А амортизаторы Koni FSD работают по совершенно иному алгоритму. Дополнительный клапан здесь не вступает в работу до тех пор, пока под колесами ровное покрытие — то есть пока подвеска совершает не более одного колебания в секунду (1 Гц). Это крены в виражах, клевки при торможениях, «приседания» при разгонах... Но если покрытие становится хуже и колесо вибрирует с большей частотой — 4 Гц, 7 Гц, 10 Гц, — то клапан FSD начинает приоткрываться при каждом ходе отбоя и снижает «жесткость». То есть Koni FSD должны быть «жестче» на хорошей дороге — и «мягче» на плохой.

Преимущества амортизаторов Koni FSD

Журналистам предложили оценить это самим. Голландцы подготовили восемь пар одинаковых автомобилей. Два седана Mercedes E 200 K, два Audi A4 1.9 TDI, два хэтчбека Mini Cooper... В каждой паре один автомобиль — «контрольный», с «родными» амортизаторами. А второй — с амортизаторами Koni FSD. Причем почти все машины были на шинах Falken — для корректности сравнения.

Вот это профессиональный подход! Во время презентаций Monroe, помнится, новинку предлагалось в лучшем случае сравнивать с изношенными амортизаторами...

Конечно, испытывать Koni FSD следовало бы не на ровной кольцевой трассе, а на обычной дороге. Лучше — на плохой дороге. Вернее, на такой, где чередовался бы гладкий и неровный асфальт. В России таких дорог — не счесть! А вот в Голландии с ними напряженка. Поэтому на пятачке перед выездом на трек были выложены резиновые «препятствия», которые имитировали неровности. Делаешь крюк по пятачку, проходишь «змейку» между конусами, не сбрасывая ход проносишься по нашлепкам — и на трассу.

Я честно прокатился на всех шестнадцати автомобилях. Восемь пар: BMW 318i, BMW 120d, Volkswagen Golf TDI, Volvo S80... Разницу внутри каждой пары ощутил, но небольшую. Революция? Конец компромисса? Увы, нет. Лишь улучшение, да и то не во всем.

Например, усилие на руле на всех машинах чуть возросло, но часто становилось менее «прозрачным». А ведь все предыдущие амортизаторы Koni, которые мы испытывали в конце 90-х годов, давали противоположный эффект — они делали руль более «легким», но при этом более информативным. А еще мне показалось, что упала острота реакций в околонулевой зоне.

Все это объяснимо. Ведь старый «голландский» прием зажатых дросселей на ходе сжатия в новых амортизаторах Koni FSD не применяется — мол, время уже не то. Все это должна компенсировать частотно-селективное сопротивление хода отбоя.

Ей-Богу, не компенсирует...

Эффект от установки амортизаторов Koni FSD

Но положительный эффект от FSD, безусловно, есть. Насчет улучшения плавности хода не скажу, почувствовал не на всех машинах. А вот сцепление с дорогой на неровном покрытии амортизаторы FSD действительно улучшают. Физика этого явления проста — когда колесо вибрирует на «гребенке» с высокой частотой, то обычный амортизатор с «жестким» ходом отбоя просто не дает шине отслеживать профиль. А клапан FSD в этой ситуации открывается, амортизатор становится «мягче» на отбой (разница может достигать трехкратной величины) — и колесо не скачет по дороге, а «облизывает» микронеровности. На трассе это чувствовалось в быстрых пологих виражах — машины держались на траектории увереннее.

А главный выигрыш Koni FSD должны дать при торможении на «гребенке» — остановочный путь, особенно с АБС, должен быть короче.

Но насчет победы над компромиссом... Это голландцы загнули. Ведь клапан FSD всего лишь дополняет обычный, не более того. Но возможно, дополняет удачно.

— На наших амортизаторах для грузовиков и автобусов клапаны FSD применяются уже несколько лет, и весьма успешно. А еще мы ведем эксперименты с одной командой Формулы-1. Пытаемся решить проблему поребриков: при наезде на них подвеска должна моментально становиться «мягче» и срабатывать на сжатие до ограничителя, чего можно добиться с помощью клапанов типа FSD. Кстати, сейчас на многих болидах Ф1 в каждой подвеске не два, а три амортизатора!

Энтузиазм голландских специалистов радует — равно как и сам факт «пробуждения» фирмы Koni. Новая модель, новая рекламная политика... Да и новый окрасочный цех в Оуд-Бейерланде, где теперь наносят на корпуса амортизаторов экологичные водорастворимые краски — еще один знак того, что Koni живы.

Но насколько успешным будет новый продукт? Тратить на рекламу FSD такие же деньги, как это было в случае с «революционными» амортизаторами Monroe Sensa-Trac, голландцы не смогут. Предложить суперпривлекательные цены? Тоже не получится: в Европе комплект Koni FSD будет стоить 500—700 евро. «Родные» амортизаторы часто обходятся дешевле. А ведь теперь владельцы все чаще меняют изношенные амортизаторы именно на штатные, «заводские» — и, как правило, оказываются правы. Поскольку, как признают голландцы, уровень настройки подвесок многих автомобилей — например, BMW или Ford, — таков, что улучшать здесь практически нечего.

Но с другой стороны, сколько еще неудачных подвесок проявляют себя во всей красе на наших неровных дорогах! И теоретически Koni FSD нам могут быть очень полезны. Насколько? Посмотрим...


Источник: журнал "Авторевю" (www.autoreview.ru)
Автор: Леонид Голованов

 

Lamborghini Gallardo — первое применение Koni FSD
Lamborghini Gallardo — первое применение Koni FSD на легковых автомобилях
проверка амортизаторов Koni на трассе полигона
Выигрыш в плавности хода должен проявиться не на таких «трамплинах» (Seat Altea), а на реальной дороге
Mini Cooper на амортизаторах Koni FSD
Mini Cooper на амортизаторах Koni FSD еще проворнее, но слишком склонен к заносу
Голландский Spyker С8 — на амортизаторах Koni FSD
Голландский Spyker С8 — на голландских амортизаторах
Комплект амортизаторов Koni FSD
Устройство амортизатора Koni FSD
Начиная с 1945 года все гидравлические телескопические амортизаторы Koni для легковых машин были с дополнительной регулировкой усилия хода отбоя — с помощью отверстий в штоке. Амортизатор Koni FSD впервые в истории фирмы лишен этой регулировки. Основную роль, как и в обычных амортизаторах, здесь играет поток масла через основной клапан (поток 1). Но через отверстие в штоке масло может проходить минуя основной клапан через дополнительный клапан FSD, который работает только при ходе отбоя с ростом частоты возвратно-поступательных движений штока (поток 2). Таким образом, при низкочастотных колебаниях подвески (на «хорошей дороге») амортизатор работает как обычно, а при высокочастотных колебаниях на плохой дороге усилие отбоя падает, одновременно увеличивая комфорт и улучшая сцепление колеса с покрытием
График работы амортизатора Koni FSD
График показывает, как сопротивление ходу отбоя (верхняя часть «синусоиды») плавно падает с ростом частоты колебаний штока. «Жесткость» хода сжатия (нижняя часть графика) при этом почти не зависит от частоты
Сравнение амортизаторов Koni FSD с амортизаторами Koni других моделей
Как уверяют голландцы, Koni FSD превосходят по комфорту/управляемости и штатные амортизаторы, и Koni Special/Sport.


главная страница l новости BMW l форум l модели BMWжурнальные публикации
фотографии и обои l тест-драйв l мотоциклы BMW l краш-тестыуроки вождения l тюнинг l аэрография l полезная информация
устройство автомобиля