|
|
Надувные подушки безопасности (airbag).
|
Так в BMW раскрывается труба. На это уходит несколько миллисекунд. |
Труба крепится мощными ремнями под панелью приборов и над задней дверью |
Аббревиатура ITS расшифровывается как Integrated Tubular Sidebag (встроенная подушка-труба). ITS разработана в сотрудничестве с одной из аэрокосмических компаний. Подушка безопасности действительно представляет собой надувную трубу, а прячется она в стойке лобового стекла и в верхней части проема передней двери. На концах трубы - мощные ремни, которыми она крепится под передней панелью с одной стороны и в районе задней двери - с другой (см. фото).
Пиротехническое устройство трубы расположено под передней панелью. Активизируется система от датчиков удара (аналогичных тем, от которых срабатывают обычные боковые подушки безопасности). Когда трубу заполняет газ, она раздувается в диаметре в четыре раза. Одновременно сокращается длина трубы, что увеличивает ее жесткость в поперечном направлении. Причем труба располагается так, что и женщина ростом метр шестьдесят, и двухметровый верзила будут защищены одинаково: она натянется аккурат на уровне головы.
Эффективно ли применение новой подушки?
Приведем один пример. На BMW провели краш-тест, имитирующий боковое столкновение автомобиля с деревом. Сначала били обычный автомобиль. Датчики показали критерий тяжести повреждений головы равным 2500, что с "запасом" гарантирует смерть человека в реальных условиях.
На второй машине стояла система ITS. Результат: HIC равен всего лишь 330 пунктам, а это уже вполне безопасно.
Но дело не только в действующих на голову перегрузках и ударах головы о стойки кузова. Оказывается, ITS отлично защищает шею! Ведь при ударе в бок велик риск сломать шейные позвонки из-за резкого перемещения головы. А ITS работает еще и в роли подголовника.
Баварцы уверяют, что ITS прекрасно защищает пассажиров не только при столкновении с легковыми машинами, но и при наездах грузовиков, автобусов и больших джипов с "кенгуринами". А поскольку ITS натягивается поперек оконного проема, то "труба" еще препятствует выпадению через окно при опрокидывании и даже частично защищает глаза от осколков битого стекла.
Итак, в ближайшее время ITS начнут серийно устанавливать на автомобили BMW. Интересно, что в салоне "пятерки" и "семерки" теперь можно будет насчитать до восьми подушек безопасности: две фронтальные, четыре боковые (на каждую дверь) и еще две - ITS для сидящих спереди.
Honda представляет новую, быстро надувающуюся “занавеску”, которая защищает пассажиров автомобиля при боковых столкновениях. Надуваясь, боковая “занавеска” прикрывает как передних, так и задних пассажиров – особенно голову при ударе в центральную стойку. Первой получит новые “занавески” Accord, которая появится в сентябре.
Новые “занавески” разработаны для эффективной защиты головы и шеи пассажиров неодинакового телосложения, находящихся в разных положениях, в случае бокового удара – без нанесения вторичных травм. Чтобы “занавеска” надувалась мгновенно и перекрывала практически всю площадь боковых окон, применен низкотемпературный газ (сжатый гелий), который срабатывает примерно за 0,015 сек. Столь высокая скорость надувания позволила выполнить “занавеску” - для более полного поглощения удара - “пухлой” и уменьшить воздействие на голову в момент столкновения.
В системе работают 5 датчиков столкновения, размещенные в центре машины, по сторонам передних сидений, а также рядом с задними пассажирами. Таким образом достигается оптимальное время надувания “занавесок” и боковых подушек – в зависимости от характера столкновения.
Honda начала заниматься надувными подушками безопасности в 1971. В 1987 она стала первым японским автомобилестроителем, который применил подушку SRS для водителя. Honda самостоятельно развивала свою технику подушек безопасности – совершенствуя их размещение, способы активации, укладку и хранение подушек и многие другие стороны дела. В 1998 подобная идея уже нашла применение в хондовской системе SRS , которая впервые в мире отличалась 2-ступенчатым надуванием – в зависимости от силы удара, а также боковыми подушками с сенсорным датчиком положения пассажира, что улучшало защиту и уменьшало риск вторичных травм.
GM объявил о запуске в серию седанов Buick Lucerne и Cadillac DTS 2006-го модельного года с подушками безопасности нового поколения. Подушки безопасности оснащены сенсорными датчиками и способны ограничивать объем своего развертывания для предотвращения тяжелых увечий в зависимости от веса и позы пассажира.
Срабатывание подушек безопасности в полную силу, как правило, наносит непоправимые увечья детям, а также взрослым пассажирам, которые до столкновения подались вперед и оказались в непосредственной близости к гнезду подушки безопасности. По этой причине в США с сентября 2006 года решено ввести новое требование, согласно которому подушки безопасности должны иметь две степени развертывания, максимальную и ограниченную, которые будут выбираться автоматикой в зависимости от веса пассажира и натяжения ремня безопасности. Дополнительные производственные затраты автоконцернов для выполнения данного требования оцениваются в $127 на каждый автомобиль. Новые подушки GM используют внешние датчики для определения веса пассажира, однако для фиксации положения пассажира применяются автономные сенсоры, срабатывающие за доли миллисекунды. Благодаря этому поза седока распознается независимо от того, пристегнут он ремнем безопасности или нет.
"Новые подушки безопасности (airbag) обеспечат GM верхние строчки в крэш-тестах текущего года," уверен глава подразделения средств безопасности GM Роберт Ланге. Он сообщил также, что данная технология постепенно будет внедрена в серийную комплектацию всех моделей GM.
Разработчик: Volvo
Система защиты от бокового удара SIPS (Side Impact Protection System) фирмы Volvo впервые появилась в 1991 году. Главной ее задачей было поглощение энергии бокового удара всем кузовом автомобиля. Второй шаг в развитии SIPS шведы сделали в 1994 году - тогда на автомобили Volvo начали серийно устанавливать боковые надувные подушки безопасности. Сначала это сделали на машинах Volvo 850, а сейчас система SIPS с боковыми подушками безопасности устанавливается на все машины Volvo. Подсчитано, что использование SIPS снижает смертельный исход и тяжелые травмы при боковых ударах на 40%.
Тем временем специалисты по безопасности фирмы работают над третьим этапом развития SIPS. Теперь "пассивники" главное внимание уделяют защите головы человека при боковом ударе.
Исследования показали, что из-за травм головы происходит четверть всех смертей при авариях, причем значительная часть этих аварий - боковые удары или групповые столкновения. При этом пассажиры ударяются головой о стойки крыши или о стекла дверей. Как защитить ездоков?
Самая большая проблема здесь - слишком малое расстояние между головой и дверью. Инженеры решили натянуть между людьми и боковой частью машины защитную надувную занавеску. По-английски это звучит как inflatable curtain, так что новая система получила обозначение IC.
Хорошо, занавеску натянуть можно, но где ее прятать, пока она не нужна? Место для занавески нашлось в продольном ребре крыши - прямо над дверными проемами. Работает IC так.
Как только в бок машине врезается автомобиль, боковые датчики удара посылают сигнал на срабатывание IC. Занавеска выбрасывается из своего "гнезда" и надувается газом за 0,025 секунды.
В надутом состоянии труба располагается точно на уровне глаз пассажира. Туловище защищает боковая подушка безопасности.
Занавеска длинная - от лобового до заднего стекла, в ней много вертикальных надувных каналов-валиков, поэтому длинный "матрас" защищает и сидящих спереди, и задних пассажиров. Надувная занавеска поможет и при других авариях. Например, если автомобиль вылетел с дороги и "облокотился" боком о дерево. Система IC разработана совместно с компанией Autoliv, работающей в области пассивной безопасности. Пока нет сведений о том, когда IC начнут использовать на серийных машинах. Но можно предположить, что уже в ближайшие год-два IC начнут серийно устанавливать на легковые Volvo.
В Гетеборге, Volvo, построила новый исследовательский комплекс пассивной безопасности, в строительство которого было инвестировано 650 миллионов шведских крон. На его базе проводят все виды испытаний: от боковых ударов и опрокидываний до столкновений автобусов и грузовиков.
Разработчик: Renault
На фирме Renault решили модернизировать обычную фронтальную подушку безопасности. Ведь сегодня надувная подушка является лишь дополнением к ремням безопасности: она может устанавливаться на машину серийно или на заказ, но суть не меняется - подушка и ремень работают сами по себе, по отдельным алгоритмам.
К созданию системы PRS (Programmed Restraint System - программированная система защиты) французов подтолкнули данные исследований университета города Хайдельберг и Национального управления по безопасности на дорогах (NHTSA), США. В частности, эти исследования показали, что при тяжелых авариях сильные травмы телу человека наносит сам ремень - от него остаются ссадины и синяки, которые долго не заживают.
Первое поколение системы PRS I (ремни с ограничителем силы натяжения) уже используется с 1995 года на Renault Megane. Второй этап - PRS II. Теперь к ремням добавили подушку, которая принимает на себя часть нагрузки, которая раньше приходилась только на ремень безопасности. Сначала раскрывается низ подушки безопасности (защищая нижнюю часть туловища), затем раскрываются бока и верхняя часть. К тому же подушки безопасности имеют увеличенный объем: емкость водительской равна 100 литрам, а пассажирской - 60 литрам. Таким образом, airbag принимает на себя не только голову, но и тело человека.
Работу системы PRS II можно разделить на четыре фазы.
Чтобы заставить новую систему работать так, как было задумано, пришлось потратить два года. За это время смоделировали около 200 "аварий" на компьютере и провели свыше 100 краш-тестов "живых" автомобилей. Результаты следующие. Математические модели системы (оффсетный краш-тест со скорости 56 км/ч) показали, что риск получить травмы туловища снижен по сравнению с обычными подушками и ремнями на 54%. Это дает основание полагать, что в реальных условиях удастся снизить приблизительно на 30% число увечий и смертельных исходов в тяжелых авариях.