Рестайлинг BMW 7 серии E65

model_series7_e65_1_01s
С момента премьеры прошло уже три с половиной года, а мы по сей день называем BMW 7 серии E65 не иначе, как «новая семерка BMW» — все никак не привыкнем. Поэтому и известие о рестайлинге BMW 7 серии поначалу было воспринято как экстренная, внеплановая, аварийная мера. А оказалось, что ровным счетом ничего чрезвычайного не произошло — просто пора. И как же теперь называть обновленную BMW 7 серии — сверхновой «семеркой»?


Рестайлинг кузова BMW 7 серии

Я смотрю на обновленную BMW 7 серии E65, и меня захлестывают патологические фантазии: мне кажется, что она живая и прямо светится от счастья. Это все передний воздухозаборник: раньше он напоминал разве что хищную акулью пасть, а теперь растянулся в довольной улыбке с милыми ямочками «противотуманок» по краям. Вместо безжизненной геометрии на лице — вполне теплокровные эмоции. Фары наконец стали «глазами», а их уголки вытянулись к «переносице» с более крупными и округлыми «ноздрями». Получилось не просто энергично, а элегантно и привлекательно. Линии капота стали мягче, а его заднюю кромку на 20 мм «натянули» вверх, на лобовое стекло — ради более динамичного профиля, чтобы крыша визуально казалась ниже. Еще два года назад я писал, что рестайлинговая BMW 7 серии просто обязана «похудеть» сзади, и что это — вопрос всего нескольких горизонтальных линий. Так и вышло: задние фонари «продлили» на крышку багажника, соединили их между собой хромированной ленточкой и облегчили массивный задний бампер BMW 7 серии E65 проточкой наподобие диффузора. А чтобы еще больше визуально «растянуть» BMW 7 серии по горизонтали, колею задних колес расширили на 14 мм. Честно говоря, я думал, что колею увеличили из соображений управляемости и устойчивости — нет, этого просто потребовал новый задний бампер BMW E65.

Обновления салона и системы iDrive BMW 7 серии

Внутри обновлённой BMW 7 серии — та же мебель в стиле «хай-тек», что и прежде, только все стало как-то легче, наряднее. Секрет нового настроения BMW 7 серии прост: все немногочисленные ручечки на передней панели теперь обведены хромом, а в качестве подложки для них взят более светлый пластик. «Эксперименты с материалами, фактурами, тонами — увлекательная игра!» — почему-то с грустью в глазах комментирует главный интерьерщик BMW Михаэль Нинич. Заметно, что он устал от недельного официоза. Но глядя на него, я подумал, что выдержке дизайнеров можно позавидовать: им приходится отстаивать то, что сами они давно для себя прожили и пережили. Ведь интерьер «семерки» Нинич придумал почти десять лет назад и вот сейчас убеждает нас в его актуальности…

Чтобы как-то поддержать Нинича, я сказал, что обратил внимание на новый крой сидений в BMW 7 серии. «Вот-вот, — улыбнулся он. — Кстати, сиденьями у нас в команде занимается новый человек, он русский». А зачем, спрашиваю, форму контроллера системы iDrive поменяли — ведь стильная была штуковина? Нинич покачал головой: «Система iDrive перестала быть новинкой, и теперь функциональность важнее стиля. А кожаная вставочка на «шишке» — для полноты тактильных ощущений». Щупать контроллер iDrive BMW 7 серии, быть может, и стало приятнее, но работать с ним по-прежнему сложно. Новая графика лишь немного облегчает ориентирование в лабиринтах меню. Зато теперь появилась спасительная «нить Ариадны» — клавиша «menu», которая в любой момент вызывает главную станицу меню с полной «розой ветров».

Сильнее всего в новой версии iDrive переработано меню управления климатической установкой. Но автоматический климат-контроль для задних пассажиров BMW 7 серии так и не появился. За доплату, как и раньше, предлагается только дополнительный кондиционер с раздельными блоками управления. Зато сзади в BMW 7 серии E65 по-прежнему больше «штучек», чем где бы то ни было еще: десяток электрических регулировок раздельных сидений с массажером и вентиляцией, второй «контроллер» iDrive и восьмидюймовый экран. Причем кроме DVD-дисков и обычных телепрограмм в новой «семерке» можно смотреть и так называемое цифровое телевидение (DVB-T) — пока, правда, только в Европе…

Эргономика водительского места в BMW 7 серии осталась без изменений: те же симметричные нефиксируемые подрулевые рычажки, где на месте переключателя «дворников» — алюминиевый селектор «автомата», тот же функциональный минимализм на передней панели. Разве что в качестве опции теперь можно заказать элегантный трехспицевый руль — как бы спортивный. Вот только главные спортивные элементы обновлённой BMW 7 серии — клавиши управления ручным режимом «автомата» — расположены на ободе так же неудобно, как и на стандартной баранке. И бог с ними, с этими клавишами. Потому что шестиступенчатая коробка ZF6HP26 с модернизированным гидротрансформатором и новым блоком управления работает отменно! А уж прогнозируемость переключений и вовсе восхитительная.

Двигатели обновлённой BMW 7 серии

Новый двигатель V8 4.8 на BMW 750i бесподобен! В Испанию привезли только такие машины как наиболее перспективные: BMW 750i приходит на смену самой продаваемой модификации, BMW 745i. Отдача мотора по сравнению с предыдущей «восьмеркой» объемом 4,4 л увеличилась всего-то на тридцать «лошадок» и сорок «ньютонов» — до 367 л.с. и 490 Нм. Но и это заметно прибавило прыти двум тоннам крупповской стали и шведского алюминия. Сухие цифры заводских данных констатируют, что разгон с места до 100 км/ч у длиннобазного седана BMW 750Li занимает теперь на 0,3 с меньше — всего шесть секунд. А в действительности это пять слов — очень быстро и очень легко. Причем субъективное ощущение динамики усиливает более спортивный, азартный, чем прежде, звук выхлопа.

«Не тот ли это мотор, что стоит на новейшей модификации BMW X5 4.8Si?» — спрашиваю ведущего моториста BMW, пожилого, но статного Хуберта Раубергера. Спрашиваю, честно говоря, для галочки, предвидя утвердительный ответ. «Нет — отвечает Раубергер, выдержав эффектную паузу, — это другой двигатель, тут даже шатунно-поршневая группа другая». Вот так. Оказывается, ограниченный запас пространства под капотом BMW 7 серии вынудил конструкторов отказаться от сложного впускного коллектора с постоянно изменяемой длиной — его заменили более компактным и дешевым двухступенчатым. А потом поколдовали над тонкой настройкой других узлов, написали новую программу для системы управления клапанами Valvetronic — и в результате двигатель на BMW 750i оказался мощнее, чем на BMW X5, при меньшем расходе топлива! Отсюда и спортивные нотки в голосе двигателя: модернизация впуска неизбежно повлекла переделку выпускного коллектора.

Тогда — еще один вопрос. А зачем BMW нужны два разных мотора одинакового рабочего объема с близкими характеристиками? В эпоху тотальной экономии это выглядит расточительством.

Раубергер пожимает плечами и снисходительно улыбается: мол, BMW — одна из самых прибыльных в мире марок, можем себе позволить. Кстати, для Раубергера, пришедшего на BMW в 1984 году, возвращение знаменитого индекса «750» особенно приятно: первый в послевоенной Германии 12-цилиндровый мотор V12 5.0, который появился в 1987 году на «семерке» BMW 750i Е32 — его самая первая работа.

Затем Раубергер взялся воодушевленно рассказывать мне о новом фантастическом 300-сильном турбодизеле V8 4.4 для «семерки», который развивает 700 Нм крутящего момента и при этом укладывается в нормы токсичности Euro 4. Система питания common rail третьего поколения с давлением в рампе 1600 атм и с пьезофорсунками, облегченная на 30 кг по сравнению с предыдущим мотором алюминиевая конструкция с пластиковой клапанной крышкой, наборный коленвал, необслуживаемый сажевый фильтр… Но когда мой собеседник узнал, что в Россию машины с дизельными моторами не поставляются, его интерес ко мне заметно угас.

Кстати, в Америку дизельные BMW тоже поставляться не будут, хотя Mercedes, например, в этом году начинает продавать в Новом свете дизельные модификации. «Это популизм, — говорят баварцы. — Скоро в Штатах введут новые, более жесткие экологические требования ULEV II, которым ни нынешние мерседесовские, ни наши турбодизели не отвечают — Мерседесу придется уходить. Нам такое временно присутствие на рынке ни к чему, мы лучше подождем, пока появится новое поколение наших дизелей».

К тому времени появятся и новые бензиновые моторы — с непосредственным впрыском и… турбонаддувом! Но турбокомпрессорами обзаведутся, скорее всего, только «старшие» двигатели — V8 и V12. Ведь наддувная «шестерка» может «подраться» с атмосферной «восьмеркой», а такая внутренняя конкуренция BMW ни к чему. Срок появления нового поколения бензиновых турбомоторов обусловлен внедрением непосредственного впрыска топлива с использованием обедненной смеси. Ее нынешний стехиометрический состав в сочетании с наддувом не даст, по мнению баварских мотористов, желаемой экономичности. Но и новые дизели, и мощные экологичные турбомоторы, скорее всего, появятся уже на следующем поколении BMW 7 серии…

Изменения силуэта сбоку едва заметны: задняя кромка капота поднялась на 20 мм, чтобы сделать крышу визуально ниже. Моторная линейка пересмотрена в сторону увеличения мощности, но и сама машина прибавила 35–40 кг
Новый «спортивный» трехспицевый руль устанавливается вместе с так называемой спортивной подвеской или как отдельная опция. Клавиши управления ручным режимом трансмиссии расположены на руле так же неудобно, как и прежде
Вставки из светлого пластика и обведенные хромом ручки на передней панели добавили салону «семерки» настроения
Передние сиденья «семерки» BMW по-прежнему лучшие в классе: дюжина регулировок, подогрев, массаж, а за доплату еще и вентиляция. Сверху на подлокотнике — новый контроллер iDrive с кожаной макушкой
/td>
На заднем диване все по-старому — лишь чуть-чуть изменился крой сидений
Новая мультимедиа-система позволяет принимать сигнал цифрового телевидения DVB-T. BMW выпустит DVB-T-ресиверы и для установки в дорестайлинговые машины
Задние стоп-сигналы на «семерке» — адаптивные: их яркость изменяется в зависимости от интенсивности торможения. Горизонтальные светодиоды габаритных огней становятся семейной чертой BMW
На автомобилях с так называемым спортивным пакетом вместо хрома для декоративной отделки используется черный лак
Поддерживающие постоянный клиренс задние пневмобаллоны — теперь стандартное оборудование для всех длиннобазных модификаций седана седьмой серии, а также для BMW 760i. Активные стабилизаторы поперечной устойчивости Dynamic Drive устанавливаются только в комплекте с электронноуправляемыми амортизаторами EDC
Новый 367-сильный двигатель V8 4.8 с бездроссельной системой Valvetronic и ступенчато изменяемой длиной впускного тракта заменит на версии BMW 750i 333-сильную «восьмерку» объемом 4,4 л

{mospagebreak}

Особенности обновлённой BMW 7 серии E65.

МОДЕЛЬ 2005 ГОДА
МОДЕЛЬ 2002 ГОДА
 
 
 
 
  {mosimage}

О чем вообще можно мечтать за рулем BMW 7серии? Разве что о тепловизоре с выводом изображения на лобовое стекло: в горах был такой туман, что отчетливо видно только широкий капот, а в десяти метрах — непроглядная мгла. Встречные автомобили возникают из небытия так быстро, что не успеваешь даже испугаться. А каков стресс для идущих навстречу испанцев — оказаться на горном серпантине шириной в полтора ралли-кара лицом к лицу с BMW 7серии! Даром что физиономия у обновленного седана стала добрее — в полумраке скал, за ксеноновой вуалью он по-прежнему выглядит устрашающей глыбой.

Может, стоило бы последовать примеру японских коллег и остановиться на подъеме — подождать, пока туман рассеется? Но тогда я бы не получил такого удовольствия от управляемости BMW 7серии. Никаких тут тебе модных реек с изменяемым передаточным отношением, никакого «актив-стиринга», все адекватно и все интуитивно понятно — старая школа! Когда расходишься с ошарашенными встречными почти впритирку, а правая обочина усыпана острыми камнями, любая задержка в отклике на руль может стоить пробитого колеса, оторванного зеркала, а то и битой фары (жалко — в ней теперь поворотный биксеноновый прожектор). Руль BMW 7серии от упора до упора делает почти три оборота — зато какая потрясающая точность реакций! Даром что автомобиль больше пяти метров в длину, а между осями поместится городская микролитражка…

Пять туманных километров позади, и наконец вместо тусклых фар очередного «фиатика» на меня столь же внезапно обрушивается лавина солнца и сочной зелени. Третья передача наступает раньше, чем глаза привыкают к свету: впереди — связка честных открытых поворотов. До чего же здорово работает в виражах модернизированная адаптивная подвеска! И хотя изменения шасси BMW 7серии коснулись только настроек управляющей электроники, BMW 7серии стала гораздо собраннее. Активные стабилизаторы поперечной устойчивости Dynamic drive еще активнее противятся крену, а спортивный режим электронноуправляемых амортизаторов теперь заметно меняет характер BMW 7серии. Для серпантинов и гладких автобанов спортивный режим просто незаменим. Но по ущербным дорожкам предгорья лимузин с «зажатой» подвеской уже несется буквально вприпрыжку, упруго, но слишком подробно отрабатывая все сколько-нибудь существенные неровности. Наверное, это забавно выглядит со стороны, но здорово утомляет за рулем. И хотя BMW 7серии при этом не смещается с траектории и не вырывает руль из ладоней, через несколько минут такой глиссады правая рука уже сама тянется к контроллеру «ай-драйва», и тряска сменяется умеренной качкой.

Кроме адаптивного, для обновленной BMW 7серии теперь предлагаются еще два «фиксированных» варианта подвески: стандартный, с «пассивными» амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости, и спортивный — с уменьшенным (на 20 мм спереди и на 10 мм сзади) клиренсом, более жесткими пружинами и более строгими настройками активных стабилизаторов. Кроме того, за доплату можно заказать задние пневмоэлементы, поддерживающие постоянный дорожный просвет независимо от нагрузки (стандартное оборудование для длиннобазных BMW 7серии и «короткой» топ-версии BMW 760i с 12-цилиндровым мотором).

Между прочим, длиннобазная версия с этого года будет предлагаться и с самым доступным мотором — новой 258-сильной трехлитровой рядной «шестеркой», которая только что дебютировала на новой BMW 3 серии. Точных цен на все новые модификации для России пока нет, определена только отправная точка: самый доступный седан BMW 730i в базовой комплектации будет стоить 81500 евро — на три с половиной тысячи евро дороже, чем раньше…

До сих пор много говорили о том, что бэнгловский радикализм погубил BMW 7серии. Вот и мне кажется, что явись она на свет такой, как предстала сегодня, судьба ее была бы счастливее. Но уж лучше поздно, чем никогда. Вот только обсуждать BMW 7серии теперь будут меньше: посетуют на нелепо нахлобученную на бедра» крышку багажника да на симметричный салон, к которому на самом деле все уже привыкли — и оставят в покое. Поглядим, как «сверхновая» будет чувствовать себя в тишине. Будет ли она продаваться лучше настолько, насколько она похорошела? Или же правда, что жив ты до той поры, пока о тебе говорят?

BMW седьмой серии (данные производителя)
Модель
730i

730Li

740i

740Li

750i

750Li

760i

760Li

Тип кузова
седан

Количество дверей/количество мест
4/5

Габаритные размеры, мм
Длина/ширина/высота
5039/1902/1491 (5179/1902/1484)*

Колесная база
2990 (3128)

Колея передняя/задняя
1578/1596 (1578/1596)

Диаметр разворота, м
12,1 (12,6)

Снаряженная масса, кг** 1880 1910 1970 2010 1985 2025 2180 2255
Полная масса, кг 2385 2415 2475 2515 2490 2530 2645 2680
Объем багажника, л 500
Двигатель бензиновый
Количество и расположение цилиндров
6, в ряд

8, V-образно

12, V-образно

Число клапанов на цилиндр
4

Рабочий объем, куб. см 2996 2996 4000 4000 4799 4799 5972 5972
Ход поршня/диаметр цилиндра, мм 88,0/85,0 88,0/85,0 84,1/87,0 84,1/87,0 88,3/93,0 88,3/93,0 80,0/89,0 80,0/89,0
Степень сжатия 10,7 10,7 10,5 10,5 10,5 10,5 11,3 11,3
Максимальная мощность, л.с./об/мин 258/6600 258/6600 306/6300 306/6300 367/6300 367/6300 445/6000 445/6000
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин 300/2500–4000 300/2500–4000 390/3500 390/3500 490/3400 490/3400 600/3950 600/3950
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson, со стабилизатором
Задняя подвеска независимая, пружинная (пневматическая), многорычажная
Тормоза передние дисковые, вентилируемые
Диаметр/толщина тормозных дисков, мм 324/30 324/30 348/30 348/30 348/36 348/36 374/36 374/36
Тормоза задние дисковые, вентилируемые
Диаметр/толщина тормозных дисков, мм 324/20 324/20 345/24 345/24 345/24 345/24 370/24 370/24
Коробка передач автоматическая, шестиступенчатая
Передаточные числа:
I 4,17 4,17 4,17 4,17 4,17 4,17 4,17 4,17
II 2,34 2,34 2,34 2,34 2,34 2,34 2,34 2,34
III 1,52 1,52 1,52 1,52 1,52 1,52 1,52 1,52
IV 1,14 1,14 1,14 1,14 1,14 1,14 1,14 1,14
V 0,87 0,87 0,87 0,87 0,87 0,87 0,87 0,87
VI 0,69 0,69 0,69 0,69 0,69 0,69 0,69 0,69
задний ход 3,40 3,40 3,40 3,40 3,40 3,40 3,40 3,40`
главная передача 4,10 4,10 3,64 3,64 3,38 3,38 3,15 3,15
Шины 245/55 R17 245/55 R17 245/55 R17 245/55 R17 245/55 R17 245/55 R17 245/50 R18 245/50 R18
Время разгона 0–100 км/ч, с 7,8 7,9 6,8 6,9 5,9 6,0 5,5 5,6
Максимальная скорость, км/ч 244 244 250 250 250 250 250 250
Расход топлива, л
городской цикл 14,6 14,6 16,3 16,3 16,9 16,9 20,2 20,5
загородный цикл 7,5 7,5 8,2 8,2 8,3 8,3 9,5 9,7
смешанный цикл 10,1 10,1 11,2 11,2 11,4 11,4 13,4 13,6
Бензин
АИ-91–98

Емкость топливного бака, л
88

* Данные в скобках — для длиннобазных версий.
** С водителем.