Поэтому, учитывая бурный рост парка кроссоверов в России и "настоящую" зиму, которую подарил нам 2010 год, — со снегом, льдом и морозами, мы решили выяснить – существуют ли особенности зимнего вождения автомобилей такого типа? Проще или сложнее управлять кроссовером на скользком покрытии
Кроссоверы – автомобили, обычно построенные на базе легковых платформ, с увеличенным дорожным просветом и более просторным кузовом – стремительно завоевывают популярность во всем мире. Этот сегмент – едва ли не самый быстрорастущий, в том числе и в России.
По итогам 2009 года в "топ-25" самых продаваемых моделей на российском рынке попали семь кроссоверов! Причем некоторые из них продавались лучше, чем бывшие лидеры легкового сегмента.
Поэтому, учитывая бурный рост парка кроссоверов в России и "настоящую" зиму, которую подарил нам 2010 год, — со снегом, льдом и морозами, мы решили выяснить – существуют ли особенности зимнего вождения автомобилей такого типа? Проще или сложнее управлять кроссовером на скользком покрытии, по сравнению с легковой машиной? Стоит ли владельцам кроссоверов записываться на специальные курсы вождения, или можно ограничиться общими навыками зимней езды?
Эти и другие вопросы мы, теперь уже по традиции, задали представителям четырех "заводских" школ вождения, присутствующих в России: Олегу Кессельману из Mazda Sport Academy, с которой мы в прошлом году осваивали азы управления кроссовером CX-7 на льду замерзшего озера, Михаилу Кривоспицкому, инструктору школы водительского мастерства Driving-Art, Кириллу Папкову, инструктору школы водительского мастерства BMW, и Евгению Васину, шеф-инструктору школы Audi quattro.
Олег Кессельман, руководитель Mazda Sport Academy
Общение с Олегом Кессельманом мы решили построить в форме видео-интервью… Но, к сожалению, по техническим причинам часть ответов Олега на наши вопросы оказались утерянными, поэтому ролик получился несколько короче, чем мы планировали, зато очень наглядным:
Ответы остальных участников нашего опроса вы можете прочитать ниже.
Михаил Кривоспицкий, тренер-инструктор школы водительского мастерства Driving-Art
В: Чем отличается поведение на дороге кроссовера и легкового автомобиля, независимо от сезона?
О: У кроссовера центр тяжести выше, чем у обычного легкового автомобиля, и, следовательно, при одном и том же радиусе кривизны дороги он будет крениться чуть больше. К тому же, так как водитель в кроссовере сидит выше, то и ощущения у него будут немного другие, и в повороты он будет входить медленнее.
Основное преимущество кроссовера перед "легковушкой" заключается в том, что благодаря высокой посадке вы видите дальше водителей низких машин, и у вас больше времени на то, чтобы отреагировать на экстремальную ситуацию, если такая возникнет по ходу движения.
Mitsubishi Motors выпускает кроссоверы с 2003 года — когда на рынке появился Mitsubishi Outlander первого поколения. На фото — "заряженный" Outlander с двухлитровым турбомотором и упрощенной полноприводной трансмиссией от Evolution.
В: Чем отличается езда на кроссовере по зимними и по летним дорогам?
О: В принципе, советы те же, что и для водителей "легковушек". Скорость движения стоит снизить, так как из-за снега и льда сцепление с дорожным покрытием ухудшается. Например, одни и те же повороты зимой необходимо проходить медленнее, чем летом. По этой же причине увеличивается и тормозной путь, а, следовательно, необходимо держать бОльшую дистанцию до впередиидущего автомобиля.
Какой конкретно должна быть эта поправка, я сказать не могу – она зависит и от резины, и от скорости, и от массы автомобиля, и от погодных и дорожных условий, и даже от марки машины. Например, есть такие кроссоверы, которые тормозят лучше многих легковых автомобилей. Однако в целом можно сказать, что кроссоверы тормозят чуть хуже, чем "легковушки", и кренятся в поворотах сильнее. Про это не стоит забывать.
В: В чем заключается различие между тем, как себя ведет на зимней дороге кроссовер с электронным полным приводом, постоянным полным приводом и с жестко заблокированным центральным дифференциалом?
О: Кроссовер с жестко заблокированным дифференциалом в повороте на скорости будет демонстрировать недостаточную поворачиваемость – соскальзывать всеми четырьмя колесами наружу поворота. Преимущество этой системы проявляется в ситуации, когда машина оказывается в глубоком сугробе. Здесь достаточно включить блокировку центра, и мы выехали.
У кроссовера с "мягким" приводом задняя ось подключается, если произошла пробуксовка передних колес, а чаще всего бывает так, что когда машина начинает буксовать, она уже провалилась в снег.
Кстати, у электронного полного привода есть такой недостаток, что когда он работает в автоматическом режиме, и кроссовер едет по скользкому покрытию, задняя ось подключается слишком часто, и муфту, которая передает крутящий момент назад, можно перегреть.
Существует еще и механический постоянный привод, при котором тяга двигателя постоянно распределяется между задней и передней осью. В принципе, для опытного водителя такой автомобиль понятнее, потому что он ведет себя предсказуемо – никаких подключений по ходу движения не происходит. Но большинство водителей вряд ли заметят разницу между электронным полным приводом с подключаемой задней осью и постоянным механическим полным приводом.
В: Советы по экстренному торможению на скользкой дороге для водителя кроссовера?
О: При торможении, особенно на скользкой дороге, стоит учитывать, что у кроссоверов центр тяжести выше, чем у легковых автомобилей, и кроме того у вседорожников больше ходы подвески, так как эти машины рассчитаны на преодоление легкого бездорожья. Из-за этого при экстренном торможении "ногой в пол" у кроссовера будет сильнее загружаться передняя ось и разгружаться задняя, а, следовательно, будет чуть больше тормозной путь. На сухом покрытии со скорости 80 километров в час кроссовер проедет на два-три метра дальше легкового автомобиля.
В: Особенности езды по зимним дорогам на кроссоверах со включенной системой стабилизации и без нее.
О: Отключать систему стабилизации не стоит. Во-первых, большинство наших водителей ездить по скользким дорогам без нее не умеют. Во-вторых, даже мне, как профессионалу, ездить с включенной ESP проще, чем без нее – я меньше напрягаюсь и, следовательно, меньше устаю.
Другой вопрос, что когда машина застряла в снегу, система стабилизации может мешать выбраться с помощью пробуксовки. В таких случаях ее отключение оправданно, но, выехав на дорогу с твердым покрытием, ее следует включить обратно.
При этом не стоит забывать, что несмотря на наличие новых вспомогательных систем, физику никто не отменял, и при резких маневрах на скорости инерция тяжелого автомобиля победит любую электронику.
Вообще, я бы посоветовал перед началом зимнего сезона, если есть такая возможность, испытать автомобиль на площадке. Естественно, при этом надо следить за тем, чтобы эти испытания были безопасны и для окружающих, и для вас. На таком "полигоне" полезно посмотреть, как работает система АБС, как машина ведет себя в поворотах на скользкой дороге. Однако увлекаться проверкой системы стабилизации я бы не советовал, так как это может закончиться плачевно. Потому что грань, за которой электроника перестанет справляться с инерцией машины, непрофессионалу заметить тяжело. Постепенно повышая скорость маневров, можно незаметно дойти до такого предела, когда машина просто перевернется.
В Driving Art занятия проводятся как на машинах самих учеников, так и на машинах, предоставляемых школой.
В: В чем разница между управлением кроссовером с механической и автоматической коробкой передач в зимних условиях?
О: Главный плюс "механики" заключается в том, что она позволяет нам лучше чувствовать автомобиль, а минус – в том, что водителю постоянно приходится работать педалью сцепления и переключать передачи. В результате, на скользком покрытии у неопытного водителя увеличиваются шансы отправить машину в скольжение, слишком резко бросив сцепление или выбрав более низкую, чем требует скорость движения, передачу.
Есть еще один минус механической коробки передач, который часто записывают ей в плюс: многие водители считают, что "механика" повышает проходимость автомобиля, так как, застряв, водитель может с помощью ручной коробки "раскачать" машину и выехать на твердое покрытие. Однако на деле такие попытки чаще всего заканчиваются сожженным сцеплением.
С другой стороны, автоматическая трансмиссия позволяет более плавно передавать крутящий момент на колеса. В результате, уменьшается вероятность пробуксовки, когда машина трогается с места, да и в движении резко притормозить двигателем по ошибке не получится. Именно поэтому на скользком покрытии водителям без специальной подготовки проще и безопаснее ездить на машинах с "автоматом".
В: Как выезжать из глубокого снега на кроссовере с механической коробкой передач?
О: Ну, во-первых, если вы еще не застряли, то участок целины или снежное поле надо постараться проехать без остановок. Для этого следует заранее включить первую или вторую передачу. В противном случае, если машина остановится в глубоком снегу, любые попытки тронуться будут приводить к пробуксовке колес пока они не выроют себе достаточно глубокую яму, чтобы кроссовер сел на "брюхо".
Если машина уже застряла в глубоком снегу, то не стоит пытаться выехать вперед. Лучше попробовать вернуться на несколько метров назад по уже пробитой колее, и затем предпринять еще одну попытку преодолеть целину.
Что касается "раскачки" машины, то здесь самое главное быстро действовать педалью тормоза, чтобы останавливать машину в верхней точке колебательной амплитуды, как при движении вперед, так и при движении назад.
В: Как выезжать из глубокого снега на кроссовере с автоматической коробкой передач?
О: При пересечении глубокого снега на автомобиле с автоматической коробкой передач, в принципе, действует тоже правило, что и на "механике" – по возможности проехать сложный участок без остановок. Кроме того, перед тем, как заезжать на целину, стоит принудительно включить вторую передачу, чтобы электроника в снегу под сброс газа не включала третью.
Если кроссовер с автоматической трансмиссией все-таки застрял, то его можно попытаться вытащить "раскачкой". Принцип действий такой же, как и на машине с механикой – при раскачке автомобиль надо "ловить" тормозом в верхней точке. Единственное отличие – при торможении нет необходимости выжимать педаль сцепления.
В: На что нужно обращать внимание водителям, чтобы не допустить потери сцепления колес с дорогой?
О: В общем, в этом случае действуют все те же правила, что и для водителей легковых автомобилей. Самое главное — это правильно и точно определять максимальную скорость, на которой можно пройти данный поворот. Ну и, конечно, необходимо следить за дистанцией, чтобы не приходилось тормозить c блокировкой колес.
В: Какие опасности, кроме скользкой дороги и плохой видимости, могут встретиться водителю кроссовера на зимней дороге? Как их избежать?
О: Стоит опасаться колеи, особенно на деревенских дорогах, где колейность может быть очень глубокой. Большинство владельцев кроссоверов в определенный момент забывают, что их автомобили это не внедорожники, начинают преодолевать сложные препятствия. Но не надо забывать, что дорожный просвет, а также защита картера, подвески, рычагов у кроссовера не такая хорошая, как на "взрослом джипе", и в глубокую колею или на заснеженное бездорожье на таком автомобиле лучше не соваться.
Если автомобиль все-таки оказался в глубокой колее, то ни в коем случае нельзя выезжать из нее на высокой скорости. Вы включаете полный привод, блокировку межосевого дифференциала (если есть) и поворачиваете руль в ту сторону, куда вам нужно выехать и плавно нажимаете на газ. Не стоит пытаться выехать из колеи под большим углом. В этом случае, когда передние колеса окажутся на ровной поверхности, машину может развернуть, так как задняя часть любого автомобиля, как правило, легче, чем передняя.
Кроме колейности зимой водитель кроссовера может столкнуться с тем, что его автомобиль в силу крупных размеров обладает большой парусностью, и надо быть готовым, что на скользком покрытии сильный ветер может довольно сильно мешать управлению вседорожником.
В: Какие шины, шипованные или нешипованные, лучше выбрать для кроссовера. Зависит ли выбор от того, на каких дорогах большую часть времени будет эксплуатироваться машина – на городских или загородных?
О: В этом случае рекомендации тоже такие же, как и для владельцев легковых автомобилей. Какие покрышки выбрать – шипованные или нешипованные – зависит от того, по каким дорогам вы ездите чаще: по городским или по загородным. Если вы редко выезжаете из города, то, конечно, стоит купить "липучку". Тем более что сейчас многие зарубежные производители предлагают нешипованную резину, которая мало чем уступает шипованной.
Вообще, стоит помнить, что шипы демонстрируют свои преимущества только на таких типах покрытия, как укатанный снег и лед, а на сухом асфальте они, наоборот существенно увеличивают тормозной путь и ухудшают управляемость автомобиля.
В: Какие меры предосторожности надо соблюдать при движении на кроссовере в гору или под гору зимой?
О: Во-первых, если речь идет о скользкой, обледеневшей горе, необходимо включить привод на все четыре колеса и заблокировать межосевой дифференциал — если есть такая возможность. После этого можно двигаться наверх, стараясь не останавливаться. Если в ходе подъема машина все-таки забуксует, и начнет скатываться назад, необходимо держать колеса прямо и, потихоньку притормаживая, скатиться назад.
Кстати, если машина никак не может заехать на скользкий подъем, и с вами в салоне есть пассажир, можно попросить его подняться на гору и предупредить подъезжающих транспорт, что вы сейчас будете въезжать в гору "ходом" – сильно разогнавшись.
При спуске, опять же, необходимо включить полный привод и заблокировать дифференциал, а также принудительно выбрать первую передачу. Съезжая вниз можно несильно притормаживать, но бить по педали тормоза нельзя – колеса заблокируются, и водитель потеряет управление над автомобилем. Все манипуляции и газом, и тормозом на скользкой дороге должны быть плавными.
В: Стоит ли готовить себя к критическим ситуациям на скользкой дороге – посещать курсы, читать специализированную литературу, или чтобы их избежать достаточно аккуратно ездить и соблюдать правила дорожного движения?
О: Соблюдать правила дорожного движения надо обязательно, но все равно никто не застрахован от критических ситуаций на дороге, виновниками которых могут быть и другие участники дорожного движения. На трассе может случиться все что угодно, начиная с животного, вышедшего на проезжую часть, и заканчивая неадекватным поведением наших нерадивых водителей, которые вылетают на "встречку" или пытаются нас подрезать. Поэтому специальная подготовка, конечно, нужна. Другой вопрос, что чтение литературы в аварийной ситуации вам вряд ли поможет – практические навыки вам не заменит ничто. Так что пройти специальный курс зимнего вождения под присмотром специалиста все-таки стоит.
В: Достаточно ли водителю кроссовера "легковой" контраварийной подготовки, или необходимо пройти обучение на курсах, разработанных специально для водителей вседорожников?
О: Водителю кроссовера достаточно курсов обычной контраварийной подготовки. По поведению на скользкой дороге вседорожник почти ни чем не отличается от "легковушки". Правда надо делать поправку на немного более высокий центр тяжести, чуть большие хода подвески и большую парусность, но для этого специальные курсы не нужны.
В: Ваш "главный" совет водителям кроссоверов на зимней дороге?
О: Надо помнить про главное преимущество кроссоверов – это бОльший, чем у "легковушки" клиренс, который позволяет безболезненно преодолевать препятствия, требующие хорошей геометрической проходимости вроде колеи, сугробов и высоких бордюров. Ну и, конечно, полный привод.
Кирилл Папков, инструктор школы водительского мастерства BMW
В: Чем отличается поведение на дороге кроссовера и легкового автомобиля, независимо от сезона?
О: По сравнению с легковым автомобилем у кроссовера есть и плюсы, и минусы. К плюсам можно отнести большой дорожный просвет, за счет которого увеличивается проходимость. Но в то же время высокий клиренс является и минусом, так из-за него у вседорожников выше центр тяжести. К тому же из-за бОльших ходов подвески нежели, чем у легковушек, они сильнее кренятся, и, соответственно, у них выше коэффициент переворачиваемости. Грубо говоря, чтобы перевернуть легковой автомобиль, надо постараться, а чтобы опрокинуть кроссовер сильно стараться не приходится.
Кроме того, к преимуществам кроссоверов можно отнести полный привод. В наших климатических условиях его наличие, безусловно, важно. А также бОльший угол обзора дороги за счет более высокой посадки, по сравнению с легковым автомобилем.
В: Чем отличается езда на кроссовере по зимними и по летним дорогам?
О: Если сравнивать с легковым автомобилем, то на кроссовере зимой комфортнее — за счет большего клиренса, благодаря которому машина легче справляется со снежной колеей и сугробами. Однако летом вседорожники существенно уступают легковым автомобилям из-за более высокого центра тяжести и бОльших кренов. Автомобиль начинает раньше "поскальзываться", и поэтому за рулем кроссовера нельзя позволить себе откровенно лихой езды.
Не стоит забывать, что зимой коэффициент сцепления колес с дорожным покрытием ниже, чем летом, и поэтому ездить так, чтобы машина слишком сильно кренилась, практически невозможно – скольжение начинается раньше. А вот летом, на предельных скоростях и в предельных режимах, перевернуть вседорожник гораздо легче, чем легковушку.
Кроме того, полноприводные автомобили, по сравнению с моноприводными автомобилями, чуть хуже поворачивают. Также, на кроссоверы как правило устанавливаются колеса с большим диаметром и высокопрофильная резина, которая в поворотах "подламывается" раньше и сильнее, чем обычная легковая, и это тоже негативно влияет на управляемость автомобиля и ухудшает информативность рулевого управления.
У школы BMW есть два зимних курса вождения, отличающихся длительностью и, соответственно, ценой. На занятия можно приехать на своей машине, а можно выбрать машину школы — например, BMW X5. BMW X3 и X1 (на фото) в списке доступных автомобилей пока отсутствуют.
В: В чем заключается различие между тем, как себя ведет на зимней дороге кроссовер с электронным полным приводом, постоянным полным приводом и с жестко заблокированным центральным дифференциалом?
О: Начать можно с жестко заблокированного центрального дифференциала. При движении по прямой на плохой, скользкой дороге такая конструкция имеет громадное преимущество – это по сути настоящий внедорожный полный привод. Однако на твердом покрытии ездить с заблокированным дифференциалом со скоростью больше 40 километров в час опасно. К тому же, из-за того, что постоянно подключена передняя ось, у автомобиля усиливается склонность к недостаточной поворачиваемости.
Полный привод с подключаемой задней осью имеет такую особенность, что электроника включает задние колеса в тот момент, когда начинают буксовать или скользить передние, и, в результате, в граничных условиях водитель достаточно внезапно оказывается не в переднеприводном, а в полноприводном автомобиле. Я не хочу преувеличивать эффект от такого подключения, но, в любом случае, это может стать неожиданностью.
Кстати, с этой точки зрения всевозможные системы так называемого "постоянного механического полного привода" ведут себя на скользкой дороге более предсказуемо. Но их особенность, благодаря которой они и улучшают управляемость автомобиля, заключается в том, что они перераспределяют крутящий момент на то колесо, которое быстрее вращается. В повороте это полезно, но, например, в грязи или рыхлом снегу, такой алгоритм только ухудшит ситуацию, потому что крутящий момент будет переноситься как раз на забуксовавшие колеса.
В: Советы по экстренному торможению на скользкой дороге для водителя кроссовера.
О: Вообще, разговаривая о любых экстренных действиях, бесполезно разделять автомобили по типу привода, по высоте или, например, по расположению руля. Главное правило – независимо от того, на чем вы едете, любые экстренные действия нужно выполнять в экстренной форме. Если говорить об экстренном торможении, то неважно, находитесь вы за рулем кроссовера, внедрожника или легковушки, — вы должны ударить по тормозам и давить на них с максимальным усилием до полной остановки.
В: Особенности езды по зимним дорогам на кроссоверах со включенной системой стабилизации и без нее.
О: Начнем с того, что систему стабилизации при движении в обычном режиме, в городском потоке выключать нельзя. Во-вторых, стоит помнить, что нескользких дорог не бывает – асфальт тоже скользкий. Поэтому летом "кнопка удовольствия", как ее некоторые называют, важна не меньше, чем зимой. Тем более, что при езде по сухому чистому покрытию водитель, как правило, гораздо меньше готов к экстренными ситуациям, чем зимой, когда на дорогах скользко.
Если вы все-таки нашли какую-то закрытую территорию, и решили там попробовать ездить с отключенной системой стабилизации, то стоит помнить, что без нее автомобиль будет скользить, и как он это будет делать, зависит не только от вас. При этом электроника больше не компенсирует заносы с помощью вращающих импульсов, создаваемых за счет подтормаживания определенных колес, а тяга двигателя ничем не ограничена, и он может свободно прокручивать все четыре колеса.
В принципе, в определенных условиях пробуксовка – это не так уж и плохо. Например, чтобы докопаться до твердого покрытия, если машина застряла. Кроме того, на снегу или на сыпучих покрытиях вроде гравия максимальная тяга достигается при 20–25-процентной пробуксовке ведущих колес. Однако это теория, а практика требует филигранной техники работы с газом, которой нужно учиться.
В общем, управляя автомобилем с выключенной системой стабилизации или без нее, на зимней дороге водитель должен быть всегда готов к таким неожиданностям, как заносы, сносы и прочее. При этом не стоит забывать, что на скорости 160 километров в час в случае какого-то заноса система стабилизации уже не поможет – потребуется вмешательство водителя. Да и оно вряд ли исправит ситуацию, так как человек на такой скорости просто не успеет предпринять никаких корректирующих действий. А вот на скорости до 140 километров в час система стабилизации помогает очень хорошо.
В: В чем разница между управлением кроссовером с механической и автоматической коробкой передач в зимних условиях?
О: В принципе, никакой особой разницы между управлением кроссовером с ручной и автоматической коробкой передач нет. Никаких особых преимуществ у "ручки" перед "автоматом" и наоборот, тоже нет. Заставить машину скользить, пустить ее в занос, работая "ручкой", это спортивные действия. Поэтому ошибиться при переключении на "механике", так чтобы машину занесло, тяжело. К тому же, при наличии системы стабилизации, электроника легко компенсирует такую ошибку.
Правда, если автомобиль с "автоматом" и не оборудован системой стабилизации или она отключена, то я бы не советовал сильно буксовать или скользить на рыхлых поверхностях. "Автоматы" боятся пробуксовок. Представьте, вы сильно забуксовали на льду, двигатель перекручивается, коробка переключает передачи, доходит до пятой, и тут вы сбрасываете газ, и она начинает так же жестко переключаться обратно. Пару-тройку таких переключений и коробка, как минимум, встает в некий защитный режим. В худшем случае трансмиссия ломается.
В: Как выезжать из глубокого снега на кроссовере с механической коробкой передач?
О: Если машина застряла, то точно также как и на легковом автомобиле – сначала стоит попробовать вернуться назад по своим следам, а если это не получается, то враскачку. В случае, когда снежный покров не очень глубокий, можно попытаться отключить систему стабилизации и пробкусовкой докопаться до твердого покрытия.
В: Как выезжать из глубокого снега на кроссовере с автоматической коробкой передач?
О: У кроссовера на "автомате", по сравнению с такой же машиной на "ручке", внедрожные способности несколько ограничены. Во-первых, автоматические коробки категорически не "любят" пробуксовку. И, во-вторых, застряв, на "автомате" гораздо тяжелее выехать враскачку. По-крайней мере, я бы крайне не советовал такой варварский метод, при котором машина в режиме "Drive" откатывается назад из верхней точки амплитуды просто за счет отпущенной педали газа. Это, как и пробуксовка, чревато включением защитного режима, а то и поломкой коробки.
В: На что нужно обращать внимание водителям, чтобы не допустить потери сцепления колес с дорогой?
О: Все машины скользят примерно одинаково, но кроссоверы из-за высокого центра тяжести и больших ходов подвески кренятся сильнее. А чем более валкий автомобиль, тем он больше подвержен "подскальзыванию". Более того, из-за высокого центра тяжести заносы для кроссовера чреваты "перевертышем", тогда как легковой автомобиль перевернуть достаточно тяжело. Например, в случае если вседрожник в заносе разворачивает задом, шансов, что он останется на дороге, практически нет. Разница в высоте легковушки и кроссовера на глаз не очень велика, но на самом деле на устойчивость автомобиля влияют буквально миллиметры, на которые центр тяжести поднят над дорогой.
В: Какие опасности, кроме скользкой дороги и плохой видимости, могут встретиться водителю кроссовера на зимней дороге? Как их избежать?
О: Никаких особых опасностей на зимней дороге, которых не было бы, например, летом или весной, для кроссовера я не знаю. Наоборот, зимой из-за скользкого дорожного покрытия высокие машины меньше кренятся, и, следовательно, меньше вероятность, что они могут перевернуться.
В: Какие шины, шипованные или нешипованные, лучше выбрать для кроссовера. Зависит ли выбор от того, на каких дорогах будет эксплуатироваться машина большую часть времени – на городских или загородных?
О: Я бы посоветовал выбирать резину с учетом того, где больше вероятность возникновения аварийной ситуации, а не в зависимости от того, где больше эксплуатируется автомобиль.
При этом стоит помнить, что шипованная резина хорошо работает только на льду. Здесь она и уменьшает тормозной путь, и увеличивает предельную скорость прохождения поворотов, и позволяет лучше трогаться. А при движении по снегу, что шип, что не шип – разницы нет. Но при этом на асфальте шипованная резина проигрывает за счет шипа около 10 процентов максимальной скорости прохождения поворота.
Специальной программы обучения езде на кроссоверах в школе BMW нет.
В: Какие меры предосторожности надо соблюдать при движении на кроссовере в гору или под гору зимой?
О: Во-первых, в систему стабилизации многих кроссоверов уже входит система помощи при спуске. Достаточно ее нажать, отпустить педали и электроника сама спускает автомобиль вниз. Если же такой функции нет, то надо переключиться на нижнюю передачу (а если есть, на пониженную) и аккуратно спускаться вниз, старясь не тормозить, особенно резко.
В идеале, в горку лучше всего заезжать с 20-процентной пробуксовкой, но это чревато потерей управления над автомобилем. Поэтому необходимо стараться удерживать колеса на грани проскальзывания.
Если при подъеме на скользкую горку машина "зависла", то необходимо спуститься задним ходом назад. Для этого нужно обязательно включить заднюю передачу и держать руль прямо — любые подруливания в такой ситуации могут привести к скольжению и последующему перевороту автомобиля.
В: Стоит ли готовить себя к критическим ситуациям на скользкой дороге – посещать курсы, читать специализированную литературу, или чтобы их избежать достаточно аккуратно ездить и соблюдать правила дорожного движения?
О: Если бы все ездили аккуратно и соблюдали Правила дорожного движения, тогда и обычных курсов вождения было бы достаточно. Однако у нас на дорогах, к сожалению, ситуация обстоит по-другому, и контраварийная подготовка желательна. Хотя бы для того, чтобы банально понять физику движения автомобиля, чтобы понять, что машина может, а чего – нет.
В: Достаточно ли водителю кроссовера "легковой" контраварийной подготовки, или необходимо пройти обучение на курсах, разработанных специально для водителей вседорожников?
О: В принципе, достаточно обычной школы. При этом на любых курсах водителю кроссовера объяснят, в чем заключается специфика езды именно на его автомобиле.
В: Ваш "главный" совет водителям кроссоверов на зимней дороге?
О: Не надо переоценивать возможности полного привода, а также возможности клиренса кроссовера. Поэтому не стоит пытаться штурмовать на нем откровенное бездорожье.
Евгений Васин, шеф-инструктор школы водительского мастерства Audi Quattro
В: Чем отличается поведение на дороге кроссовера и легкового автомобиля, независимо от сезона?
О: У кроссовера больше просвет, а если больше просвет, то значит у него выше центр тяжести, и он чуть-чуть сильнее кренится в поворотах, а также при торможении и ускорении. Плюс кроссовер – это тяжелая машина, а значит у нее больше и инерция. От этого, естественно, страдает управляемость.
В: Чем отличается езда на кроссовере по зимними и по летним дорогам?
О: Здесь отличия те же, что и для легкового автомобиля. Зимой покрытие более скользкое. Поэтому увеличивается вероятность сносов, заносов и неуправляемых вращений. Правда, из-за большой массы кроссовер лучше держит дорогу.
Школа Евгения Васина учит ездить не только быстро и по льду, но и медленно, с преодолением внедорожных препятствий, используя возможности кроссоверов Audi.
В: В чем заключается различие между тем, как себя ведет на зимней дороге кроссовер с электронным полным приводом, постоянным полным приводом и с жестко заблокированным центральным дифференциалом?
О: Механический полный привод — это шестеренки, это фрикционы, и поэтому при нажатии на педаль газ он моментально подключается и начинает работать. Электронная муфта подключает заднюю ось в ответ на команду электроники, которая распознает скользкое покрытие по сигналам датчиков ABS. Но такая система не всегда способна адекватно оценить состояние дорожного покрытия и другие факторы, влияющие на необходимость включения полного привода, и поэтому ведет себя не так стабильно.
В: Советы по экстренному торможению на скользкой дороге для водителя кроссовера.
О: Надо помнить о большой массе кроссовера. Естественно, из-за этого у него увеличивается тормозной путь по сравнению с более легкими автомобилями. То есть надо начинать раньше тормозить.
В: Особенности езды по зимним дорогам на кроссоверах со включенной системой стабилизации и без нее.
О: Система стабилизации прекращает занос задней оси автомобиля, предотвращает скольжение автомобиля, обеспечивает курсовую устойчивость при разгоне и при торможении. Поэтому она очень помогает водителю не только на скользких зимних дорогах, но и летом. Когда начинающие автомобилисты, говорят, что в критических ситуациях система стабилизации мешает им управлять автомобилем газом – это иллюзия. Для неискушенных водителей она необходима. Тем более, что современные системы стабилизации очень лояльны и, если водитель едет безопасно, то они практически не вмешиваются в процесс управления автомобилем. Это своего рода лакмусовая бумажка правильной езды.
Попробовать свои силы в зимней езде на кроссоверах можно на специальном треке Audi quattro Camp в Яхроме.
В: В чем разница между управлением кроссовером с механической и автоматической коробкой передач в зимних условиях?
О: Автомат не позволяет водителю вмешиваться в процесс торможения и ускорения, переключая передачи вверх и вниз. С другой стороны с механикой тоже надо уметь грамотно обращаться. Например, для того, чтобы эффективно помогать машине тормозить коробкой, переключаться вниз нужно с перегазовкой.
В: Как выезжать из глубокого снега на кроссовере с механической коробкой передач?
О: На бездорожье механика позволяет, например, добуксоваться до твердого грунта в случае необходимости. Или выехать из ямы "в раскачку". Но этим навыкам надо учиться. В противном случае за полдня езды по лесам можно просто напросто сжечь сцепление.
В: Как выезжать из глубокого снега на кроссовере с автоматической коробкой передач?
О: Автоматическая коробка передач, как и механика, позволяет выехать из ямы "в раскачку". Для этого необходимо придерживать левой ногой тормоз в верхней точке амплитуды раскачки. Но, конечно, это потребует более филигранной работы ногами, чем на машинах с "ручкой".
В: На что нужно обращать внимание водителям, чтобы не допустить потери сцепления колес с дорогой?
О: Не надо резко газовать, не надо резко тормозить. Нажимать на педали надо плавно, дозированно. Потому что даже резкий сброс газа может привести к потере сцепления с дорогой. Кроме того, при торможении не стоит доводить до срабатывания ABS. Физиология человека такова, что почувствовав обратную реакцию на педали при срабатывании антиблокировочной системы он, хоть и на мгновение, но немного ослабляет давление на педаль тормоза.
В: Какие опасности, кроме скользкой дороги и плохой видимости, могут встретиться водителю кроссовера на зимней дороге? Как их избежать?
О: Все те же опасности, что и у легковых автомбилей. Только, например, с колей, благодаря большим колесам и массе, кроссоверы справляются легче. В: Какие шины, шипованные или нешипованные, лучше выбрать для кроссовера. Зависит ли выбор от того, на каких дорогах будет эксплуатироватся машина большую часть времени – на городских или загородных?
О: Это извечный вопрос. По опыту этого года я бы посоветовал шипы. Во-первых, такая резина стабильнее ведет себя за городом на снежном и ледовом покрытии. А в городе сейчас из-за реагента на асфальте образуется пленка, по которой нешипованная резина скользит, как по салу. При этом шипованная резина, как это ни странно, в такой ситуации, наоборот, хоть немного, но держится за асфальт шипами.
В: Какие меры предосторожности надо соблюдать при движении на кроссовере в гору или под гору зимой?
О: На горке не надо делать резких движений газом. В гору надо ехать на постоянной тяге и помнить, что любая пробуксовка приводит к потере сцепления с дорогой, а, следовательно, к заносу задней оси и прочим непрятным последствиям. При движении под гору стоит включить пониженую передачу, если есть такая возможность.
В: Стоит ли готовить себя к критическим ситуациям на скользкой дороге – посещать курсы, читать специализированную литературу, или чтобы их избежать достаточно аккуратно ездить и соблюдать правила дорожного движения?
О: Надо ездить аккуратно, и однозначно стоит посещать курсы. Даже человек, который решил, что он будет ездить очень тихо, может оказаться в критической ситуации. Потому что под колесами бывает и лед, и снег, и жижа. К тому же он не один ездит по дорогам – аварийную ситуацию могут спровоцировать другие участники дорожного движения.
В: Достаточно ли водителю кроссовера "легковой" контраварийной подготовки, или необходимо пройти обучение на курсах, разработанных специально для водителей вседорожников?
О: Если водитель собирается штурмовать легкое бездорожье, то ему стоит изучить параметры геометрической проходимости своего автомобиля – клиренс, свесы, уголы кренов, на которых машина сохраняет устойчивость.
В: Ваш "главный" совет водителям кроссоверов на зимней дороге?
О: Надо осозновать свои водительские умения и возможности, смотреть чуть подальше своей приборной доски и капота, а также делать все заранее.
Артем Бетев источник auto.lenta.ru