Купе BMW i8 произвело настоящий фурор – машина всегда в центре внимания! Но соответствуют ли её возможности столь эффектной внешности?
Купе BMW i8 произвело настоящий фурор – машина всегда в центре внимания! Но соответствуют ли её возможности столь эффектной внешности?
«Ла белла, ла мадонна, мама мия!» — не унимался мужчина средних лет, подъехавший к нам на VW Golf, и тут же достал мобильный телефон. «Фото, фото!» — подбежал садовник, обрезавший кусты неподалёку. Конечно, мы не отказали синьору в просьбе, и было по-человечески его жаль, когда выяснилось, что в его смартфоне закончилось место на флэш-памяти. На шоссе, на перекрёстках, светофорах и при каждой остановке жизнь вокруг словно замирала, и всё внимание было привлечено к эффектному купе родом из Лейпцига — BMW i8.
Синяя окантовка фирменных «ноздрей» — отличительная черта линейки i от BMW
И это — в Милане и его окрестностях, месте, избалованном индустрией моды и облюбованном богачами. Полсотни километров на север — и ты на берегу озера Комо, где никого не удивить даже творениями Pagani. А BMW i8 — в центре внимания! Всё потому, что купе i8 выглядит так, будто сбежало из дизайнерского бюро, не дожидаясь утверждения проекта. От концепт-кара EfficientDynamics 2009 года серийную машину отличают лишь небольшие детали. Смело и, не побоюсь этого слова, круто! Подъёмные двери, огромные колёсные диски, фантастические задние крылья и стойки, призванные ещё и скрывать сужающуюся в угоду аэродинамике кабину. Глаз не оторвать! Удивительно, как никто из окружающих не попал в ДТП, засмотревшись на немецкую супермодель.
Когда на стенд автосалона во Франкфурте в 2009 году выкатили концепт-кар EfficientDynamics (слева), никто и представить не мог, что спустя всего 4 года машина станет серийной с небольшими изменениями. Промежуточная ступень — BMW i8 Concept образца 2011 года (справа). Единственное глобальное изменение — дизель заменили бензиновым мотором
В BMW называют купе i8 самым прогрессивным спорткаром. Склеенная из углеродных волокон «клетка», соединённая с алюминиевыми подрамниками спереди и сзади, сложные кузовные панели из пластика — это и впрямь прорыв для автомобиля, чей тираж будет исчисляться тысячами. Но сухая масса полноприводной машины впечатляет меньше — 1485 кг. Да-да, у BMW i8 четыре ведущих колеса! Хотя начинка вполне «земная». Передние вращает 96-киловаттный электромотор, а задней осью заведует 1,5-литровый трёхцилиндровый бензиновый двигатель с турбонаддувом. Как у нового Mini Cooper!
Склеенная из углеродных волокон структура прикреплена к подрамникам и «хребту» аккумуляторной батареи с помощью резьбовых соединений. Интересно, что в передней подвеске обнаружились алюминиевые рычаги от BMW M5!
Но форсирован он серьёзно — до 230 «лошадок» и 320 ньютон-метров. А суммарная отдача силовой установки (362 л.с.) позволяет BMW i8 с шестидиапазонным автоматом разогнаться до сотни за 4,4 секунды и упереться в «ошейник» на 250 км/ч. Звучит вкусно. К тому же, центр тяжести у i8 самый низкий среди всех серийных BMW! Прибавьте сюда переднюю подвеску на двойных поперечных рычагах, заднюю пятирычажку и развесовку по осям 49/51 (в пользу кормы). Чем не суперкар?
Впереди расположен 96-киловаттный электродвигатель с двухступенчатой коробкой передач — только на электротяге BMW i8 может ехать до 120 км/ч, после чего электромотор лишь помогает двигателю внутреннего сгорания. Сзади — трёхцилиндровая «полторашка» с турбиной twin-scroll, системой управления клапанами Valvetronic, работающая с шестидиапазонным гидромеханическим автоматом, плюс мотор-генератор, служащий для быстрого заряда батареи, пуска ДВС и также для преодоления турбоямы
Один нюанс никак не укладывается в голове. Шины! Как у 362-сильного купе могут стоять передние покрышки шириной 215 мм (сзади — 245 мм)? И это ещё опция — в базовом оснащении вообще ставят 195-е колёса. Даже у скромной Mazda MX-5 и парочки Toyota GT 86/Subaru BRZ профиль шире! Зачем вообще было выбрано такое решение? Аэродинамика? Снижение сопротивления качению? А как же сцепные свойства? И лучшего собеседника придумать было невозможно — напротив меня сидел Рейдар Флек, человек, руководящий динамикой и управляемостью всей линейки BMW i (туда, помимо i8, входит и компактная модель i3).
Уже в базовую комплектацию BMW i8 входят 20-дюймовые колёса и перфорированные тормозные диски диаметром 340 мм
Рейдару пришлось непросто — его сверлили взглядами люди с бензином в крови, некоторые из которых лишь недавно отошли от эйфории тест-драйва новых BMW M3 и M4. «Понимаете, это совсем иное видение спорткара. Это не та машина, на которой следовало бы поехать на трек, и у нас нет никакого соревнования с отделением M GmbH. Мой сосед, например, каждое утро раздражает всех окружающих, когда заводит двигатель своего мощного родстера. А на i8 я могу спокойно выехать из двора на электричестве, а потом быстро и с комфортом доехать до офиса по автобану. Перед нами не стояла задача сделать экстремальное купе. Основные тезисы — 4 посадочных места, 4 секунды до сотни и 4 литра топлива на 100 километров пути. И по расходу мы даже перевыполнили план», — добавляет Флек.
Под углепластиковой капсулой находится хребет аккумуляторных батарей, которые поставляет Samsung. Но всё программное обеспечение для синхронизации работы двух двигателей и двух коробок передач разрабатывали специалисты BMW. Говорят, что именно это потребовало наибольших трудозатрат, но результат того стоил — переходные режимы почти не ощущаются
Не понимаю! Пробуждение мотора, недовольный рокот выхлопа, пока поднимается температура охлаждающей жидкости — это же ритуал, неотъемлемая часть ДНК любой спортивной машины, то, что создаёт настроение и заставляет улыбаться ещё до того, как правая нога нажмёт на педаль. А нам тут предлагают игрушку для «зелёных» по цене BMW M6. Не будут ли разочарованы те люди, которые пришли в шоу-рум за «Эмкой», и, влюбившись с первого взгляда в i8, внесут предоплату за футуристичное купе? «Нет» — отрезает Флек — «Я уверен, что это осознанный выбор. Вы попробуйте, а потом расскажете!»
Двери BMW i8 поднимаются высоко, но нужно следить за припаркованными рядом машинами, «размах крыльев» широковат. Контрастные вставки на кузове могут быть либо голубыми (на фото), либо серыми
Пробую. И первым делом надо отработать посадку в i8, дабы не выглядеть глупо в глазах зевак, столпившихся возле машины со смартфонами и фотокамерами. Тем, кто прежде протискивался сквозь «частокол» каркаса безопасности или ездил в каком-нибудь итальянском суперкаре, будет легче. Открываешь невесомую (углепластик!) дверь, протягиваешь правую ногу за широченный порог и целишься пятой точкой в узкое сиденье. При должной сноровке этот процесс займёт буквально несколько секунд. Обрадовала удобная дверная ручка — закрывать огромное «крыло» очень просто.
Интерьер лишь на первый взгляд кажется «космическим». Спустя пару минут в нём находишь множество элементов, заимствованных у других BMW. Но это не лишает его обаяния и, тем более, высокого качества
Но внутри поклонников футуристичного дизайна постигнет разочарование — если снаружи BMW i8 можно разглядывать часами, то в салоне много деталей, знакомых по другим моделям компании. Руль, рычаг коробки передач, контроллер iDrive, кнопки пуска двигателя и переключения между режимами движения, дисплей блока климат-контроля и огромный экран диагональю 8,8 дюймов, венчающий центральную консоль — всё это мы уже видели. Да и сиденья подозрительно похожи на кресла BMW M3 и M4 — увы, с таким же неудачным профилем спинки.
Руль отличается от многих других моделей BMW лишь материалами отделки и декоративными вставками. На большой экран (диагональ 8,8") можно выводить анимированное изображение распределения энергии, также есть функция поиска ближайших «электрозаправок». Навигация BMW Professional — стандартное оборудование. В списке опций числятся камеры кругового обзора, проекционный дисплей, аудиосистема Harman Kardon
Однако в BMW i8 очень уютно, тут царит умиротворяющая атмосфера. Видимо, это заслуга мягких, спокойных обводов передней панели. Особенно хорош интерьер в тёмное время суток, когда ведущую роль начинает исполнять контурная подсветка различных деталей. Удивительно, но эта иллюминация совершенно не раздражает и не отвлекает от управления машиной, причём в меню iDrive можно выбрать её цвет и интенсивность, и при желании отключить вообще. Перед глазами водителя — виртуальный приборный щиток. В обычных режимах на месте привычного тахометра расположена шкала использования мощности, а если выбрать Sport, то «приборы» наливаются красным и справа появляется индикатор числа оборотов коленвала.
Контурная подсветка особенно хороша в тёмное время суток и создаёт уют. На выбор — четыре оттенка
Жму на кнопку пуска двигателя, а в ответ… тишина. Если батарея заряжена, то по умолчанию BMW i8 стартует только на электротяге. Тоже мне новость — это уже давно умеет Porsche Panamera S e-hybrid, а нашумевшая Tesla Model S и вовсе не имеет бензинового двигателя. Обе машины недавно были на тесте «Авто Mail.Ru», так что в памяти ещё свежи впечатления от этих «экоспорткаров». Да и запас «электрохода» у i8 фактически такой же, как у Панамеры — 37 километров. Но проехать такое расстояние реально только в режиме Eco Pro, да ещё и крайне деликатно обращаясь с правой педалью.
Передние сиденья неплохо фиксируют тело в поворотах, но, как и у пары BMW M3/M4 профиль спинки не самый удачный. Сзади и вовсе места только для детей или багажа
Честно говоря, это самое глупое занятие в мире — пытаться рационально расходовать запас энергии в батарее, сидя за рулём купе стоимостью свыше 6 миллионов рублей и соревнуясь в скорости с велосипедистами. Не знаю, сколько белых медведей это спасёт, но нервной системе не поможет точно — экспрессивные итальянцы наседают сзади и удивлённо косятся при обгонах. Да и удовольствия ноль — отклики на педаль вялые, климат-контроль едва охлаждает салон. В Eco Pro лучше толкаться в пробках. Заявленный запас хода (при наличии опционального 42-литрового топливного бака) составляет 600 км.
Багажник у BMW i8 крохотный, всего 154 литра. Так что поклажу придётся возить в салоне. Специально для BMW i8 известный люксовый производитель Louis Vuitton разработал дорожный набор из 4 предметов, выполненных из углеродного волокна. Цену на него не объявляют, а заказывать его надо в шоу-румах Louis Vuitton
Режим Comfort — удачный компромисс между динамикой и экологической ответственностью. А в «Спорте» салон наполняется неожиданно басовитым стрёкотом — это включился ДВС. Специалисты по акустике использовали динамики аудиосистемы для усиления определённых частот звука работы двигателя, но синтетическим «голос» i8 назвать нельзя. При интенсивном разгоне до ушей доносится и рокот «бензинки», и свист турбины, и подвывание электромотора. Странно, но хочется провести аналогию с современной Формулой-1, где отказ от невероятно громких атмосферных V8 привёл к тому, что стало слышно работу других систем и шин. Да и рычит i8 похоже — низко, грубо. Хотя цилиндров у неё вдвое меньше.
Коэффициент аэродинамического сопротивления (Cd) BMW i8 равен 0.26. Такой же, например, у седана Mazda 3 нового поколения
Динамика i8, конечно, не формульная, но ускорение сочное и постоянное — будто сидишь в салоне реактивного лайнера на разбеге! И это неспроста — небольшой мотор-генератор помогает бензиновому мотору преодолеть турбояму, поэтому разгоняется BMW практически без задержек. Очень слаженный симбиоз — по ощущениям i8 едва не дотягивает до ураганной Теслы, которой вообще неведомы паузы при наборе скорости. Не зря инженеры BMW потратили уйму времени, сглаживая все переходные процессы в сложной системе из двух двигателей и двух коробок передач. А ещё у i8 очень хорошая шумоизоляция — на шоссе внутрь доносится только шум шин.
BMW i8 занимает немало места на дороге: длина составляет 4689 мм, ширина — 1942 мм, высота — 1293 мм. Колёсная база — 2800 мм. Клиренс всего 117 мм
Но, мама мия, почему так трясёт?! На городских скоростях BMW i8 скачет на всяких трещинах, ямах и колодцах так, что спина немедленно вспоминает прокрустово ложе Ниссана GT-R. Причём если ускориться хотя бы до 90-100 км/ч, то плавность хода становится гораздо лучше. Но что будет в Москве, где дороги изобилуют ужасными деформационными швами эстакад и заплатками на асфальте? А в других российских городах? И главный вопрос — если это не суперкар, то зачем тогда он столь жестоко обращается с внутренними органами? Причём в штатное оснащение входят адаптивные амортизаторы, но и Флек подтвердил, что разница между режимами их работы невелика. «Наши клиенты хотели иметь такую возможность».
Извилистые дорожки отнюдь не чужды BMW i8 — немаленькие габариты чувствуются хорошо. Эх, ещё бы шины пошире!
Управляемость? Да, i8 быстро реагирует на руль (хотя усилие оптимальным не назовёшь) и едет очень «плоско» — широкий и низкий кузов, кажется, не кренится вообще. Но всё ограничивают шины, причём на достаточно безобидном уровне. Если на BMW M3 можно мчать по серпантину и всякий раз удивляться, насколько далёк у неё предел, то в i8 надо ломать собственные представления о скорости. Чуть переборщил — и i8 скользит наружу под визг узеньких покрышек. И ни при каких обстоятельствах она не будет заднеприводной — мотор-генератор следит, чтобы у батареи оставался запас для вращения передних колёс. Зато к тормозам претензий нет — вроде бы сами роторы невелики (340 мм), но им активно помогают системы рекуперации.
BMW i8 предлагается пока всего в 4 цветах (тёмно-серый, серебристый, белый и голубой), но самый эффектный — это Protonic Blue (на фотографии). Жаль, что таких машин на тест-драйве в Италии не оказалось. Не зря же знаменитая La Bella («Красавица») Тициана увековечена именно в синем платье!
Кстати, добиться заявленного расхода в 2,1 л/100 км, естественно, не удалось — в среднем i8 потребляла порядка 8 л/100 км. Как же так, Рейдар? Флек вздохнул: «Да, это издержки сертификационного цикла NEDC, который не имеет никакого отношения к реальности. Вскоре мы будем указывать данные, полученные при другой испытательной методике. Но если говорить об i8, то в городе реально ездить с нулевым расходом при коротких поездках. При моих маршрутах я укладываюсь в 4 литра, на шоссе она потребляет 7-8 л/100 км, а при сравнительно шустрой езде готовьтесь к показателю 12 л/100 км».
За доплату BMW i8 можно оснастить лазерными светодиодными фарами дальнего света, которые «разрезают тьму» на 600 метров вперёд!
Рейдар Флек — выпускник Мюнхенского технического университета и работает в BMW с 1995 года. Первые 10 лет он потратил на работу в отделе шасси и был связан с множеством систем и автомобилей, вызывающих споры и обсуждения в среде поклонников «драйверского» характера BMW. Помните появление активного рулевого управления? Его рук дело! Под руководством Флека настраивали ходовую часть лифтбэка BMW 5 GT — пожалуй, одного из самых комфортабельных и в то же время противоречивых автомобилей с бело-синим пропеллером на капоте. А с конца 2010-го он полностью сконцентрирован на линейке i, и, кажется, может говорить о ней часами. Не потому ли, что он вегетарианец?
Совместное предприятие BMW и SGL Carbon — одного из крупнейших в мире поставщиков углеродных волокон и продуктов из углепластика — находится в американском городе Мозес Лэйк, штат Вашингтон. Строительство завода началось в 2010 году, а работать он начал год спустя. Производительность в настоящее время составляет 3000 тонн углеволокна в год, но недавно стороны решили инвестировать ещё 200 миллионов долларов в расширение производства — в ближайшем будущем производительность повысится до 9 тысяч тонн в год. Интересно, что вся продукция из Мозес Лэйк поставляется исключительно для нужд линейки BMW i
«Наши i-машины не только могут похвастать низкими выбросами вредных веществ в атмосферу. И при их производстве мы по максимуму используем технологии с наименьшим влиянием на окружающую среду. Завод в США, который поставляет нам углеродные волокна, получает энергию от гидроэлектростанций, а предприятие в Лейпциге, где мы производим i3 и i8, использует ветряные генераторы. Некоторые алюминиевые детали также выполнены из переработанного металла». Вот какую информацию прежде всего хотят донести из BMW до людей с «экологическим» сознанием, а нам, по старинке, всё секунды подавай. Хорошо, что никто не додумался спросить, как быстро i8 проходит круг по Северной петле Нюрбургринга. Хотя в Сети активно ходят слухи, что BMW готовит к своему столетнему юбилею (это будет в 2016 году) сюрприз. Не исключено, что это будет модель i9, которая может стать реинкарнацией знаменитого купе M1. Разумеется, Рейдар на этот вопрос не дал никакого ответа. Так что пока довольствуемся i8.
Зарядка CarPort уже доступна для заказа (по цене около 9 тысяч евро) — её можно использовать и в качестве навеса для автомобилей. Крыша выполнена из солнечных батарей, а стенки сделаны с использованием бамбука — быстрорастущего возобновляемого ресурса. С помощью зарядного устройства i Wallbox или i Wallbox Pro, выдающего ток 16А, аккумуляторы BMW i8 можно «заправить» до уровня 80% менее чем за 2 часа. От обычной розетки (10А/220В) это займёт примерно в полтора раза дольше
В Европе или США, где существуют налоговые льготы и куча других привилегий для гибридов и электромобилей, покупка BMW i8 и впрямь имеет смысл. К тому же, там имеется и необходимая инфраструктура для подзарядки батарей. А много ли россиян купили Теслы ради заботы об окружающей среде? Причём пойдя на неудобства сервиса, отсутствие гарантии, проблемы со страховкой и оплату транспортного налога. Для большинства состоятельных клиентов это возможность быть на пике прогресса и вдохновиться инновациями. Или просто модная игрушка, вторая, третья, пятая машина в семье.
В тёмно-сером цвете i8 смотрится наименее выгодно, так как теряется скульптурность форм и множество мелких деталей
«А что такое вообще буква i в обозначении? Букву M знаю, а i…», — спросил я у Рейдара. Ответ меня удивил: «Я не в курсе! Это лучше спросить у кого-то из отдела маркетинга». Интеллект? Инновации? Таковых в i8 не так и много — сочетанием бензинового двигателя и электромотора уже никого не удивить. И, несмотря на всю свою прогрессивную конструкцию, купе получилось едва легче, чем M4, которая быстрее, комфортабельнее и практичнее. Экономичность также далека от заявленной, хотя это и следствие дурацкого сертификационного европейского цикла. Если это и есть автомобильное будущее, то я лучше останусь в настоящем. Флек ошибся, призывая нас попробовать, прежде чем делать выводы.
BMW i8 должны показать на Московском автосалоне в августе, а заказанные машины обещают поставлять с сентября. Продажей и обслуживанием в России пока занимаются только 2 дилера — один в столице, другой в Санкт-Петербурге
Попробовали — сочный стейк по-прежнему вкуснее спаржи, а суперкар всё ещё ассоциируется с тысячами литров сожжённого бензина, десятками стёртых шин и децибелами выпускной системы. Особенно в России, где бесполезно апеллировать к экологии, пока люди выбрасывают мусор в окна и ездят на дымящих неисправными двигателями автомобилях. Но BMW i8 обречена быть желанной, несмотря на высокую цену — прайс для нашего рынка пока не объявлен, но заплатить придётся не меньше «немецких» 126 тысяч евро. Более того, уже выкуплен годовой тираж i8 по всему миру (BMW не раскрывает объём)! Причины могут быть разными, но об основном мотиве покупки я догадываюсь. Ла белла!
Бонус. BMW i3
В рамках тест-драйва BMW i8 мне удалось проехать несколько километров и за рулём BMW i3 – начальной модели «электросемейства». И, что интересно, четырёхметровая кроха оставила очень приятные впечатления! Во-первых, у i3 классный интерьер – причём на выбор предусмотрено несколько вариантов отделки. Особенно хорош Lodge со светлой тканью и классными деревянными вставками (правда, за него придётся доплатить 1 990 евро). Единственное, что не понравилось внутри – чужеродный графический «щиток приборов».
Выглядит BMW i3 не столь эффектно, как купе i8. И в том же самом Милане на машину уже никто не обращает внимания. Примелькалась?
Во-вторых, несмотря на скромную длину, сзади спокойно усядутся два взрослых человека. Вот только к дверям нужно привыкать – задние не открываются, пока закрыты передние. А с непривычки пассажир, выходящий спереди, может вас прихлопнуть. А главное, что BMW i3 со 125-киловаттным электромотором (170 «лошадей») оказалась весьма шустрой – масса-то всего 1195 кг. В итоге разгон до сотни занимает всего 7,2 секунды. Максимальная скорость ограничена на уровне 150 км/ч.
Интерьер, отделанный «экологичными» материалами, очень хорош!
Кстати, если добавить ещё 4 500 евро, то можно заказать BMW i3 с 650-кубовым двухцилиндровым двигателем, который служит для подзарядки батарей. Это увеличивает запас хода со 130-160 до примерно 300 километров. А ещё i3 удивила плавностью хода – несмотря на 19-дюймовые колёса (с шинами 155/70 R19), подвеска уверенно справляется с брусчаткой. Неплоха и шумоизоляция, когда сидишь спереди (сзади слышны завывания электромотора).
В Германии BMW i3 стоит от 34 950 евро, что по электромобильным меркам можно считать сравнительно разумным предложением. Собираются выводить i3 и в Россию – скорее всего, это произойдёт в 2015 году. Ближе к делу сообщат и прайс-лист для нашего рынка.
Вадим Гагарин
Фотографии автора и компании BMW
Источник http://auto.mail.ru/