BMW 3 серии E46

model_series3_e46_01_e46_01

Из динамиков доносилась странная смесь русского, польского и других славянских языков, а на огромном жидкокристаллическом экране, который обычно используется для отображения результатов заездов на гоночной трассе, сияли довольные лица космонавтов. Разговор обитателей станции Мир с Хересом привел меня в легкое замешательство. Понятно, что это искусно смонтированный видеоролик, а не прямой телемост с космосом. Но какая связь между российской орбитальной станцией и немецкими автомобилями, на испытания которых мы приехали на гоночную трассу на юге Испании?

Из динамиков доносилась странная смесь русского, польского и других славянских языков, а на огромном жидкокристаллическом экране, который обычно используется для отображения результатов заездов на гоночной трассе, сияли довольные лица космонавтов. Разговор обитателей станции Мир с Хересом привел меня в легкое замешательство. Понятно, что это искусно смонтированный видеоролик, а не прямой телемост с космосом. Но какая связь между российской орбитальной станцией и немецкими автомобилями, на испытания которых мы приехали на гоночную трассу на юге Испании?

То ли немцы хотели сказать, что презентация новой «трешки» BMW для них не менее важна, чем для России успехи в космосе. То ли намек был на то, что баварские машины ломаются не так часто, как наша космическая техника. Но в одном космическое приветствие было оправдано на все сто: тестовые поездки должны были пройти на хорошей скорости.

Журналистский десант высадили на формульную трассу в Хересе всего на несколько часов, и за это время мы должны были познакомиться с тремя модификациями новой машины: это скромная версия 318i с 1,9-литровым 118-сильным мотором, самый мощный седан 328i (193 л. с.) и версия 320d с дизелем мощностью 136 л. с.

Внешний дизайн BMW 3 серии E46

Говорят, что аппаратура шпионских спутников позволяет прочитать разложенную на земле газету. Если это правда, то и обитатели станции Мир могут разглядеть сверху наши машины, не прилетая на землю. Хотя велика вероятность того, что они примут новую «трешку» за автомобиль пятой серии…

В самом деле, новая машина — словно уменьшенная в размерах «пятерка». Это сходство в первую очередь обусловлено поглотившим решетку радиатора капотом, упрятанными под общий стеклянный колпак круглыми фарами, покатой линией крыши, сильно наклоненным задним стеклом, коротким багажником и пухлыми боковинами кузова. И космическим шпионам пришлось бы долго наводить на резкость свои суперобъективы, чтобы усмотреть несколько штрихов, характерных исключительно для новой «трешки». Например, то, что под фарами появились оригинальные накладки с полукруглыми вырезами.

Над дизайном автомобиля работала команда из 200 человек — это инженеры из Центра разработок в Мюнхене и стилисты из калифорнийской студии компании. Они стремились подчеркнуть спортивный дух «трешки». Может быть, поэтому сначала очень непривычным кажется сочетание низкого и длинного капота с массивной, пухлой задней частью машины. Но именно этот симбиоз дает ощущение стремительности и напора. То, что мы так ценим в баварских машинах.

По сравнению с предыдущей «трешкой» колея увеличилась на 60 мм, в то время как ширина машины выросла только на 40 мм. Впечатление такое, что огромным 15-дюймовым колесам не хватает места, и они вылезают за габариты машины.

Появились очень удобные ручки дверей — под «естественный» хват руки.

Внутренний дизайн BMW 3 серии E46


Полностью открыв люк в крыше (пусть и космонавты со своей аппаратурой заглянут внутрь), я принялся осматривать салон. Раньше приборная панель, включающая вентиляционные решетки, магнитолу и массу переключателей, напоминала часть поверхности огромного цилиндра, перетекающую в центральную консоль. Теперь козырек приборного щитка возвышается над «плоской» передней панелью в гордом одиночестве. Такое же решение применено и на автомобилях пятой серии.

Центральная консоль — тоже под стать «пятерочной»: широкая, мощная, она чуть развернута к водителю и плавно переходит в высокий центральный тоннель. А слева передняя панель перетекает в обивку водительской двери. Очень стильно! Но по-прежнему убранство передней части салона недвусмысленно говорит о главном: все здесь — в угоду водителю.

На «пятерочный» манер сделаны вентиляционные решетки, магнитола, панель управления отоплением и вентиляцией. А вот комбинация приборов напоминает прежнюю: два крупных циферблата в центре (спидометр и тахометр) и два маленьких — по бокам. В кругляш тахометра вписана секторная шкала эконометра.

Хорош четырехспицевый руль: приятен на ощупь и не перекрывает шкалы циферблатов на панели приборов. Он регулируется в двух плоскостях, что вкупе с широким диапазоном регулировки по-немецки жесткого сиденья позволяет легко выбрать оптимальную посадку.

Ура! Конструкторы оставили классическую напольную педаль газа (одна из фамильных черт баварских машин) и великолепную площадку для отдыха правой ноги.

А как сзади? Сначала я отрегулировал под себя водительское сиденье (мой рост 186 см), а затем уселся «сам за собой». Отлично! Я не касаюсь коленями спинки переднего сиденья, от головы до потолка — 3—4 см. Так что вдвоем сзади можно разгуляться, но третьего лучше не брать: очень высокий тоннель пола вряд ли доставит удовольствие среднему пассажиру.

В общем, солидный, добротный салон.

Я тут же вспомнил недавний тест хэтчбека Volkswagen Golf, который удивил нас «взрослой» отделкой салона. С «трешкой» BMW та же история: салон — как на автомобилях классом выше.

{mospagebreak}

Четырехцилиндровый мотор объемом 1,9 литра впервые получил уравновешивающие валы, что позволило приблизить плавность его работы к уровню 6-цилиндровых двигателей
Как и на бензиновых моторах, коромысла в газораспределительном механизме дизеля оснащены роликами. Это уменьшает потери на трение и снижает шумность
Турбонаддув дизельного мотора. Для улучшения работы двигателя во всех режимах здесь применена система, регулирующая поток выхлопных газов, раскручивающих турбину

Почти все «трешки» оказались оснащенными навигационными системами, в том числе и BMW 318i, которую я выбрал для первой поездки.

Так что я не стал изучать карту местности, решив поскорее выбраться из формульных боксов на свободу. А коль заблужусь, так из космоса мне укажут правильный путь — и я буду ехать, поглядывая на подсказки жидкокристаллического дисплея навигации.

Пока выруливал с трассы на проходящую мимо автостраду, заметил, что толстые стойки лобового стекла практически не мешают обзору (а ведь в них еще зашиты трубчатые подушки безопасности для защиты головы!).

Хитрость в том, что стойки, имея почти прямоугольное сечение, обращены к водителю тонким торцом и потому создают минимальную «мертвую» зону.

И вот — разгонная полоса автобана. Надо интенсивно набрать скорость, чтобы безболезненно вписаться в идущий со скоростью 130—140 км/ч транспортный поток. Вторая передача — в пол, третья…

Что-то не вдохновляет… Мотор, похоже, лишился того веселого подхвата на средних и высоких оборотах, за которое многие так любили BMW: стрелка тахометра перемещается по шкале с постоянной скоростью. Ровный, мягкий, без сюрпризов, разгон. И так — на всех передачах.

А радует потрясающая плавность работы мотора. Оказывается, конструкторы BMW впервые на своих четырехцилиндровых двигателях применили снижающие вибрации балансировочные валы противовращения, и теперь идущие от мотора вибрации не многим больше чем от «шестерок».

А каковы четкость включения и ходы рычага передач! Вот если бы еще не было заметной ступеньки между третьей и четвертой передачами. Именно эта парочка отвечает за быстрые броски при обгонах на высоких скоростях, и иногда не самый удачный подбор передаточных чисел мешал мне сделать мощный рывок на автобане. Точно такая же коробка (хотя и с другой главной парой в заднем дифференциале) устанавливается на более мощные версии — 320i и 323i.
   Там-то, вероятно, она и проявит себя в полной мере.

Конечно же, понравилось рулевое управление (другого от BMW я и не ждал): четкий «ноль», оптимальная чувствительность и информативность при малых углах поворота руля позволяют долгое время двигаться с высокой скоростью безо всякого напряжения.

А тормоза? Во-первых, покорила отменная эффективность дисковых тормозов (передние — вентилируемые).

Во-вторых, ход педали тормоза и необходимое усилие подобраны так, что я ни разу не ошибся в расчете тормозного пути.

В-третьих, входящая в стандартное оборудование антиблокировочная система срабатывает в самый последний момент — когда уже действительно до предела реализованы сцепные свойства шин.

Съезд с автобана — и взору открываются зеленые холмы. (Кстати, на юге Испании в конце февраля было 20 градусов тепла.) Туда!

Именно здесь, на извилистой горной дороге, где пользуешься только первыми тремя передачами, и начал раскрываться истинный характер новой «трешки».
   Машина идет как по рельсам! Идеальная развесовка по осям (50/50), отменные подвески, четкая обратная связь рулевого управления, великолепные сцепные свойства покрышек Michelin Pilot… И лишь при очень больших углах поворота руля мне чуть-чуть не хватало «прозрачности» рулевого управления.

С увеличением скорости автомобиль плавно скользит всеми четырьмя колесами наружу поворота, позволяя легко корректировать траекторию движения доворотом руля и изменением подачи топлива.

На полузаброшенных горных дорогах удалось найти разбитые участки, напоминающие наши подмосковные шоссе. Здесь «трешка» повела себя неоднозначно. С одной стороны, все мелкие неровности растворяются в недрах подвески и резиновых подушках подрамников. В то же время более крупные ямки и кочки отзываются толчками на руле, педалях и полу салона.

Впрочем, судить о работе подвески в наших условиях рано: в Россию будут поставляться адаптированные машины, и потому разговор об этом еще впереди.

Турбодизель BMW 320d Е46

После «триста восемнадцатой» я сел за руль BMW 328i, а под занавес поездил на турбодизеле 320d.

В целом, сохраняя характер поведения менее мощной версии 318i, 6-цилиндровый BMW 328i опьяняет пушечным ускорением. Словно вместо поршневого мотора на машину установили реактивный двигатель. Только успевай переключать передачи — стрелка тахометра вмиг долетает до красной зоны! На дороге мне не было равных, хотя и встречались горячие испанцы, которые были не прочь потягаться лошадиными силами. Куда им…

И все же «пушка» мне не очень понравилась. Почему?

«Триста двадцать восьмая» — это летающий снаряд, который хорош для автобана. На «второстепенных» дорогах водитель, сам того не замечая, быстро достигает тех скоростей, когда обычная езда превращается в управление, а управление — в напряженную работу. И не каждому такая работа все время доставляет радость. Если говорить о повседневной езде, я себя отношу скорее к «обычным» водителям, нежели к «летчикам-испытателям», и по тому такие режимы меня довольно быстро начинают утомлять. А постоянно «стрелять» (а иначе не получается, заводишься автоматически) — дело для любителя. (Я уже предвкушаю упреки со стороны наших асов-экспертов…)

А теперь — дизель. Я, конечно, приготовился к неспешному педалированию. Вот теперь отдохну, посмотрю по сторонам. Но не тут-то было! Двухлитровый 16-клапанный турбодизель с непосредственным впрыском топлива оказался куда резвее бензинового мотора объемом 1,9 литра! Хорошая тяга на «низах», уверенное движение на средних оборотах и вполне приемлемая динамика на «верхах». Все как у хорошего бензинового мотора! При этом на пятой передаче можно уверенно ехать со скоростью 45—50 км/ч, а с 60 км/ч — интенсивно ускоряться! Да и на крутых виражах тяговитый дизель охотно помогает контролировать траекторию с помощью тяги — это проверено и на асфальте, и на грунтовой дороге.

Можете называть меня чайником, лентяем и другими обидными словами, но BMW 320d понравился мне больше всего! Единственный минус этой машины — более высокий уровень шума и вибраций на холостых оборотах. Но это, ей-богу, небольшая плата за отменные тяговые характеристики при очень умеренном аппетите.

{mospagebreak}

Если на автомобиле ездят несколько человек (например, члены семьи), то имеет смысл заказать «помнящие ключи» (key memory) для каждого водителя. Сразу после нажатия кнопки откроются двери и одновременно сиденье «настроится» именно под конкретного водителя. (Это, конечно, относится к сиденьям с электрорегулировками). И кондиционер «вспомнит» регулировки, которые предпочитает владелец ключа
В оснащение машины может входить до восьми надувных подушек безопасности: две фронтальные, четыре боковые (по одной в каждой двери) и две трубчатые подушки для защиты головы передних пассажиров

Вернувшись в редакцию, я взахлеб начал рассказывать о своих впечатлениях. Главное: «трешка» осталась «трешкой». Это по-прежнему динамичный автомобиль со спортивным характером. В погоне за солидностью и повышением комфорта конструкторы не перешли ту грань, за которой интересный с точки зрения активного водителя автомобиль превращается в «просто» роскошное средство передвижения. «Трешка» сохранила главную фамильную черту — она осталось автомобилем для водителя!

Уже и цены известны. Самый скромный седан BMW 318i (118 л. с., механическая трансмиссия, шесть подушек безопасности, кондиционер, стеклоподъемники передних дверей, АБС, центральная блокировка замков дверей) стоит DM34826. Это заводская цена, к которой нужно прибавить стоимость доставки и растаможки (дополнительно это составит около 64% от изначальной стоимости). Версия 320i обойдется в DM40304, а 323i — в DM43435. Заводская цена «пушки» BMW 328i — DM47348. А дизельный вариант 320d предлагается за DM37174.

Система динамической стабилизации DSC III
(Dynamic Stability Control)

Система динамической стабилизации DSC III (Dynamic Stability Control) устанавливается на BMW 328i в качестве дополнительного оснащения.

DSC постоянно получает и анализирует информацию о скорости вращения каждого колеса, углах поворота руля, величине бокового ускорения и скорости вращения автомобиля относительно вертикальной оси. В зависимости от ситуации DSC может сбрасывать газ и притормаживать каждое колесо в отдельности. Например, если на крутом вираже автомобиль начинает соскальзывать наружу поворота передней осью (снос), то DSC сбрасывает газ и притормаживает заднее внутреннее по отношению к центру поворота колесо.

Нам удалось оценить работу DSC на специальной грунтовой трассе. Электроника в самом деле помогает водителю справиться с машиной на скользкой дороге, однако полностью полагаться на DSC нельзя. Во-первых, эта система (как и любое другое аналогичное устройство) работает с некоторым запаздыванием. И если опытный водитель сам предпринимает оперативные действия для того, чтобы предотвратить развитие сноса, то результат его совместной работы с DSC может быть весьма далеким от желаемого. Во-вторых, если заложить довольно крутой вираж на высокой скорости, то бокового скольжения все равно не избежать: оно начнется раньше, чем сработает система. И уж тут все будет зависеть от мастерства водителя.

Зачем тогда нужна DSC?

Мне показалось, что эта система очень хороша для «среднестатистического» европейского водителя — законопослушного и осторожного человека, который по собственной воле никогда не превысит опасный порог скорости. Он может лишь ошибиться: превысить скорость на 10—15 км/ч или чуть сильнее и резче, чем нужно, довернуть руль. Вот тут-то его и спасет DSC, скорректировав неверные действия. Но если влетать в поворот сломя голову, то никакая электроника не поможет.

Ну, а те, кому DSC будет мешать в полной мере насладиться контролем над мощным BMW, могут отключить систему, нажав на клавишу на центральной консоли. И теперь машина — в вашем полном распоряжении.

История автомобиля BMW 3 серии E36

Предыдущие автомобили BMW третьей серии (заводское обозначение Е36) дебютировали на автосалоне в Женеве в 1991 году. Со временем появились разные модификации: купе, универсал, кабриолет, хэтчбек Compact и заряженная версия М3. Автомобиль сразу же стал бестселлером компании, и к настоящему времени их выпущено 2683000.
    Новая «трешка» (E46) будет вытеснять предшественницу постепенно. Пока покупателям предлагается только 4-дверный седан с четырьмя бензиновыми и дизельным двигателями. Чуть позже появится самая скромная машина — BMW 316i мощностью 105 л. с. Примерно через год в игру вступит двухдверное купе. Осенью 1999 года баварцы представят универсал. Еще через полгода — кабриолет и версию М3. Дольше всех на конвейере продержится нынешний хэтчбек BMW 316i/318i Compact: с ним компания встретит новое тысячелетие.

На фирме BMW считают, что новые машины 3-й серии станут самыми популярными среди всех когда-либо выпускавшихся «трешек» (см. АР Ь 13—14, 1996). Новая модель должна покорить трехмиллионный рубеж: в Мюнхене рассчитывают выпустить 3004000 новых BMW 3-й серии разных модификаций.

Основными конкурентами автомобиля станут в первую очередь Mercedes-Benz C-класса и Audi A4. Попортят баварцам нервы и другие машины: VW Passat, Opel Vectra, Ford Mondeo, Renault Laguna, Citroen Xantia, Peugeot 406, Lancia Dedra, Alfa Romeo 156, Mazda Xedos, Toyota Avensis, Honda Accord, Mitsubishi Carisma/Galant, Nissan Primera и Rover серий 600 и 800.

«Трешка» с честью выдержала все виды испытаний на пассивную безопасность

Веским аргументом в борьбе с одноклассниками станет богатое оснащение новой «трешки». Так, помимо упомянутых фронтальных и боковых подушек безопасности, АБС и системы DSC III, автомобиль получит секвентальную коробку передач Steptronic, датчик дождя в цепи управления работой стеклоочистителя, автоматически складывающиеся наружные зеркала заднего вида, аудиоустановку известной фирмы Harman Kardon и встроенное детское сиденье.

  История автомобилей BMW 3 серии

В этом году исполняется 32 года с тех пор, как на свет появился автомобиль BMW, ставший родоначальником всех современных «трешек». 7 марта 1966 года в Баварском национальном оперном зале тогдашний президент BMW Герхард Вике представил двухдверный седан BMW 1600-2. Под капотом стоял мотор объемом 1573 куб. см мощностью 85 л. с.: четыре цилиндра в ряд, один распредвал, один карбюратор с падающим потоком. Машина стоила 8650 марок и оказалась доступна многим. В 1966 году продали 13244 автомобиля, а на следующий год — 38572.

  Предшественницы новой «трешки» BMW. Первый ряд слева направо: BMW 1600 (1964—1966), BMW 1502 (1975—1977), BMW 1802 (1971—1975). Второй ряд слева направо: BMW 2002 (1968—1975), BMW 323i (1978—1982), BMW 320i (1982—1985), BMW 320i (1990—1997)

В 1968 году появился новый маленький седан — BMW 2002 с 2-литровым 100-сильным мотором, который позволял машине разгоняться до 170 км/ч. Кроме базовой модификации выпускались версии 2002ti с увеличенной до 120 л. с. мощностью и 2002 Turbo со 170-сильным турбомотором. Всего до 1975 года выпущено 339092 машины.

В 70-е годы прошла полная модернизация модельного ряда. Появились три базовые серии — «третья», «пятая» и «седьмая». «Трешку» представили летом 1975 года. Она стала на 125 мм длиннее и на 20 мм шире прежней «двойки» и выпускалась в четырех модификациях: 316, 318, 320 и 320i. Версию 320i с 2-литровым двигателем с впрыском топлива мощностью 125 л. с. легко было отличить по четырем круглым фарам головного света. В 1977 году на Франкфуртском автосалоне появились первые BMW третьей серии с 6-цилиндровыми моторами — 320/6 и 323i. В мае 1981 года с конвейера сошла миллионная «трешка». Теперь можно было с полной уверенностью говорить, что эта машина стала самой успешной за всю историю фирмы.В 1982 году на рынок вывели второе поколение третьей серии. Немного подросший автомобиль получил модернизированные двигатели и новую 5-ступенчатую коробку передач.

Спустя два года на рынке появилась новая модификация — BMW 325e. Автомобиль отличался очень экономичным 6-цилиндровым мотором объемом 2,7 литра мощностью 122 л. с. За пять лет было выпущено 189287 таких машин. Годом позже «трешка» получила первый дизельный двигатель.

На модификации 324d стоял 86-сильный 6-цилиндровый дизель объемом 2443 куб. см. В этом же году вышла модификация 325i со 170-сильным 6-цилиндровым мотором и полноприводная версия 325iX. В 1986 году появились кабриолет и «заряженная» модификация M3.

Осенью 1990 года на смену пришла «трешка» предпоследнего поколения. В течение пяти лет общее число выпускаемых базовых модификаций достигло 29, включая кабриолет, купе, универсал и хэтчбек Compact. Первым эту компанию покидает седан E36, на смену которому приходит новое поколение — E46.