BMW 1 серии — новый игрок на поле гольф-класса

model_series1_e87_01s

На протяжении десятилетий самой доступной и самой компактной моделью BMW была «трешка». Баварцы решили изменить традицию — они представили BMW 1 серии, который по размерам меньше третьей серии и относится к гольф-классу. Думаете, дебютант будет конкурировать с «VW Golf», «Toyota Corolla», «Opel Astra» и прочими массовыми моделями этого сегмента? Нет. «Биммер» первой серии — вещь в себе. В гольф-классе он стоит особняком. Начиная от уникальной конструкции и заканчивая многочисленными устройствами, взятыми из мира представительских моделей. Компактный BMW 1 серии значительно дороже «среднестатистического» автомобиля гольф-класса. Это машина для обеспеченных людей. А характер ее настолько многогранен, что она покорит и мужчин-лихачей, и предпочитающих безопасное передвижение женщин.

Давно я не испытывал такого удовольствия от напористого вождения по узкой извилистой дорожке — она кружила по баварскому лесу и позволяла едва-едва разъехаться двум машинам. Поворот, визг покрышек, и машина слегка виляет кормой на выходе… Снова поворот — я буквально ладонями чувствую, что асфальт усеян мелкими камушками, и обращаюсь с газом поаккуратнее… Такие спорткаровские повадки на виражах, такую «прозрачность» рулевого управления может обеспечить только задний привод. Да, «единичка» стала первой и единственной моделью гольф-класса классической компоновки: мотор расположен спереди продольно, ведущие колеса — задние. Приятно, что BMW 1 серии остается настоящим чистокровным BMW, даже когда воплощается в столь компактный автомобиль.

Впереди — длинный «затяжной» поворот. Его можно проходить, не сбавляя темпа. На спидометре — порядка 150 км/ч. На дуге я постепенно прибавляю газ, подбираясь к грани возможностей покрышек и подвески. И вот уже скорость кажется ирреально высокой, и наши головы начинает клонить вбок боковая перегрузка, но машина продолжает уверенно чертить траекторию — так острозаточенный карандаш идет по ватману в твердой руке архитектора-профи… Недавно мне довелось испытывать нечто подобное за рулем «Lotus Elise». Но то был чистокровный спорткар, да еще с центральным расположением двигателя. А сейчас — просто хэтчбек гольф-класса. Нет, не «просто». Благодаря классической компоновке баварцы создали автомобиль с идеальной развесовкой между осями — она распределена в пропорции 50:50. Таким показателем обычно могут похвастаться именно центрально-моторные спорткары. Чтобы его добиться, инженеры BMW немного сместили мотор назад, за переднюю ось, а батарею аккумулятора (одна из самых увесистых деталей в машине) установили в самом хвосте, почти внутри заднего бампера. Идеальная развесовка плюс традиционные для BMW сложные независимые подвески обеспечили исключительную управляемость.

Тормоза, поначалу показавшиеся просто нормальными, при быстром вождении демонстрируют свирепую хватку. Когда на педаль нажимаешь резко — автомобиль словно утыкается в невидимую упругую стену. Я вполне верю словам инженеров BMW, утверждающих, что при экстренной остановке со скорости 100 км/ч «единица» демонстрирует самый короткий тормозной путь среди моделей гольф-класса.

Тормоза устроены таким образом, что вы можете осаживать автомобиль даже в скоростных поворотах. Вообще, на заднеприводной машине это считается водительской ошибкой — ведь мгновенно возрастает риск заноса. Создатели BMW 1 серии сумели обойти эту опасность: на вираже основная тормозная сила приходится только на одно из передних колес — идущее по внешней кромке виража. А «внутреннее» переднее и оба задних притормаживаются слабее. Эта передовая система так и называется — Brake Cornering Control (контроль торможений в поворотах).

Развесовка, подвеска, рулевое управление, тормоза… Все, о чем шла речь выше, составляет фундамент спортивного характера машины. А подчеркивают его ряд деталей. Например, поначалу я никак не мог добиться легких заносов. Помогали только совсем грубые действия, и тогда автомобиль довольно резко «одергивала» противозаносная автоматика. Однако она, как выяснилось, имеет два режима работы: первый — так сказать, «глухая» защита, а при втором порог вмешательства электроники отодвигается, допуская вождение с небольшими скольжениями, позволяющими опытному водителю «заправлять» автомобиль в повороты.

Даже при очень быстрой езде я не «выпадал» из кресла благодаря плотной боковой поддержке. Позже, когда мы вкатились в город и начали подыскивать место для фотосъемки, нажатием клавиши «распускаю» боковую поддержку с помощью электропривода. Сиденье становится обычным, просторным и комфортабельным — даже в кресла, как и в сам автомобиль, заложен двойственный характер.

Как уже говорилось, в России BMW 1 серии наверняка станут популярными среди обеспеченных женщин. Спорткаровские качества новинки, описанные в предыдущей главе, для большинства из них безразличны. Что же интересует дам в автомобиле помимо дизайна и цвета? Да и других автомобилистов, не склонных к лихачеству? В первую очередь — «повседневные» потребительские качества машины. Рассмотрим все по порядку…

Плавность хода. Журналистов, прилетевших в Мюнхен для знакомства с новинкой, из аэропорта в гостиницу перевозили на «семерках» BMW. Так что перед тем как сесть за руль «единички», я полчаса провел на переднем кресле представительского автомобиля. И потому сразу отметил, что компактный хэтчбек проглатывает неровности ничуть не хуже огромного седана. Разумеется, на нашем разбитом асфальте некоторая разница почувствуется, однако в любом случае «единичка» едет весьма мягко, что особенно удивительно на машине со спортивным характером.

Внутренний простор. Как ни парадоксально, по внутреннему простору «единица» практически ничем не уступает более крупной «трешке» BMW. Заглянув в цифры, выясняю, что база обеих моделей практически одинаковая (у первой серии короче лишь на несколько сантиметров). Отсюда и несколько неожиданная для модели гольф-класса свобода на заднем диване — сажусь на него, предварительно отодвинув далеко назад водительское кресло. И все равно между его спинкой и моими коленями проходит кулак! Словом, несмотря на компактные размеры, «единичка» вполне подходит для дальних поездок большой компанией.

Полезные мелочи. Житейская ситуация: вы подходите к автомобилю, обвешанный сумками и пакетами, как новогодняя елка — игрушками. Вынуть ключ из кармана нет никакой возможности… Обладателю BMW это и не требуется. Ключ как лежал, так и лежит в кармане. Владельцу достаточно потянуть за ручку двери, чтобы машина открылась. А потом нажать кнопку на панели управления, чтобы завести двигатель. Это система «комфортный доступ», взятая от более дорогих моделей BMW. Вообще, в BMW 1 серии использовано множество технических решений от автомобилей высшего класса. Например, система помощи при парковке, некогда дебютировавшая на «семерке»…

Включаю зажигание — из центральной консоли выдвигается цветной монитор. На нем сразу высвечивается схематическое изображение моей машины в ракурсе «вид сверху» и обозначаются препятствия вокруг (если они есть, разумеется). Иными словами, вывести BMW 1 серии с тесной парковки можно вообще не глядя по сторонам, ориентируясь только по экрану.

Подобных незаметных, но полезных мелочей множество: подсветка пространства возле двери, «климатика», самостоятельно переходящая на внутреннюю циркуляцию, если внешний воздух грязен… Всего не перечислишь.

Безопасность. Разумеется, «единичка» снабжена полным комплексом электроники, отвечающей за активную безопасность. Разумеется, в машине есть обширный набор надувных подушек, вплоть до «шторок» на окнах. Интересно другое: баварцы предусмотрели арсенал устройств, предупреждающих водителя о возможности возникновения той или иной опасности. Например, BMW заранее предупредит владельца о необходимости замены изношенных тормозных колодок или о том, что в одном из колес теряется давление. Впрочем, даже на спущенной шине можно ехать дальше (это, согласитесь, в некоторых городских районах — тоже важный фактор безопасности, особенно для дам). Если поддерживать умеренную скорость, пробитая покрышка сможет протянуть до 150 км.

Вообще, через бортовой компьютер вы можете контролировать множество вещей: начиная от пробега, оставшегося до ТО, и заканчивая уровнем масла в двигателе — щуп в моторах не предусмотрен.

Дизель перехватывает лидерство

Возможности оценить всю гамму двигателей не было: на тест журналистам предоставили исключительно «BMW 120i», снабженные бензиновыми двухлитровыми моторами, развивающими 150 сил. По меркам обычных хэтчбеков гольф-класса — весьма много. Но поскольку речь идет о достаточно дорогом автомобиле, да еще марки BMW — нормально. Во всяком случае, на автобане двухлитровая BMW 1 серии легко поддерживала темп «чуть за 200 км/ч», и уступать кому-либо левый ряд приходилось редко.

Интересно другое: «BMW 120i» — самая мощная модификация среди бензиновых «единиц». Но если вы хотите еще больше скорости, еще больше динамики, то придется заказывать… дизельную машину. Так, версия «120d» располагает внушительным табуном из 163 «лошадей» и способна разгоняться с места до 100 км/ч всего за 7,9 с. Это — лучший показатель по динамике в семействе BMW первой серии.

Для двухлитровых версий за доплату можно заказать «автомат». Младшие «116i» и «116d» оснащаются только шестискоростными механическими коробками.