Хвататься за ножовку и разделывать колеса своей машины на восемь частей не стоит, но идея Чарльза Пиотта действительно вдохновляет на подвиги. Предложенная им система DAWS — «Динамично расширяющаяся колесная система», преследуют одну цель: позволять автомобилю смещать центр тяжести вдоль перпендикулярной движению оси. Иначе говоря – двигаться в поворотах без снижения сцепления с трассой.
Чтобы научить автомобили управляемости на самых крутых поворотах, следует сперва научить их колеса смещаться или склоняться.
Хвататься за ножовку и разделывать колеса своей машины на восемь частей не стоит, но идея Чарльза Пиотта действительно вдохновляет на подвиги. Предложенная им система DAWS — «Динамично расширяющаяся колесная система», преследуют одну цель: позволять автомобилю смещать центр тяжести вдоль перпендикулярной движению оси. Иначе говоря – двигаться в поворотах без снижения сцепления с трассой.
Действительно, возникающей при повороте центробежной силе шины сопротивляются намного слабее, чем нагрузкам вдоль оси движения. Дело в том, что при повороте центр тяжести транспорта смещается в сторону, машина слегка наклоняется, и покрышки начинают не столь плотно прилегать к трассе. Для мотоциклов эта ситуация даже хороша: мотоциклетная шина, в отличие от автомобильной, имеет явно закругленный профиль, что позволяет сохранять сцепление с дорогой и дает дополнительное преимущество в поворотах.
Решить эту проблему пытаются многие автомобильные конструкторы. Первый вариант, который приходит в голову – сконструировать подвеску таким образом, чтобы колеса автомобиля могли на некоторый угол склоняться в стороны, а шину сделать округлой, как у мотоциклов. Этим путем пошли создатели BMW Clever – правда, таким образом доработано у них только одно (единственное переднее) колесо.
Другая возможность: сконструировать подвеску таким образом, чтобы она позволяла колесам отклоняться в вертикальной плоскости относительно шасси и кузова. Тогда при входе поворот и наклоне автомобиля они останутся плотно прижатыми к дороге. Этот способ избрали разработчики Mercedes F400 Carving — на поворотах у этого концепта отклоняется пара внешних колес.
Но еще более увлекательный с инженерной точки зрения предложил Чарльз Пиотт: по его мысли, само колесо должно представлять собой подвижную систему, состоящую из 8-ми сегментов, способных смещаться вдоль друг друга. Она позволяет смещать центр тяжести автомобиля, не теряя контакта с трассой. Другое дело, что практичность системы DAWS (как и любой подобной сложной механики) – весьма и весьма сомнительна, особенно в условиях российской погоды и российских дорог.
источник at.amobil.ru